II. Определение перечня коррупционно-опасных функций контрольно-надзорных органов

II. Определение перечня коррупционно-опасных функций

контрольно-надзорных органов

5. Определение перечня функций контрольно-надзорных органов, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции (далее - коррупционно-опасные функции), рекомендуется осуществлять посредством выделения тех функций, при реализации которых существуют предпосылки для возникновения коррупции.

6. К коррупционно-опасным функциям может быть отнесено осуществление:

постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных (административных) функций и финансово-хозяйственных функций;

функций управления и руководства контрольно-надзорными органами и их самостоятельными структурными подразделениями;

функций по контролю и надзору,

управления и распоряжения государственным имуществом,

оказания государственных услуг,

разрешительных, регистрационных функций,

подготовки и принятия решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, распределении иных ограниченных ресурсов;

государственных закупок либо хранения и распределения материально-технических ресурсов;

государственной экспертизы и выдачи заключений;

возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, проведения административного расследования;

проведения расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному имуществу;

подготовки и принятия решений о возврате и зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов, об отсрочке уплаты налогов и сборов;

представления в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации.

Вышеперечисленный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер для определения коррупционно-опасных функций в конкретном контрольно-надзорном органе.

7. Информация о том, что при реализации той или иной функции возникают коррупционные риски (т.е. функция является коррупционно-опасной), может быть выявлена:

в ходе заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии);

в статистических данных, в том числе в данных о состоянии преступности в Российской Федерации;

по результатам рассмотрения:

- обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных правонарушениях, в том числе обращений, поступивших по "горячей линии", "электронной приемной" и т.д.;

- уведомлений представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федеральных государственных служащих (далее - должностные лица) к совершению коррупционных правонарушений;

- сообщений в СМИ о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения должностными лицами требований к служебному поведению;

- материалов, представленных правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; Общественной палатой Российской Федерации.

Перечень источников, указанных в настоящем пункте, не является исчерпывающим.

8. Признаками, характеризующими коррупционное поведение должностного лица при осуществлении коррупционно-опасных функций, могут служить:

необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков (волокита) при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;

использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо его родственников;

предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на государственную службу;

оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;

использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;

требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

а также сведения о:

- нарушении должностными лицами требований нормативных правовых, ведомственных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;

- искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной деятельности;

- попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам;

- действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к должностным полномочиям;

- бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии со служебными обязанностями;

- получении должностным лицом, его супругой (супругом), близкими родственниками необоснованно высокого вознаграждения за чтение лекций и иную преподавательскую деятельность, участие в творческой и научной деятельности;

- получении должностным лицом, его супругой (супругом), близкими родственниками кредитов или займов на необоснованно длительные сроки или по необоснованно низким ставкам, равно как и предоставление необоснованно высоких ставок по банковским вкладам (депозитам) указанных лиц;

- совершении частых или крупных сделок с субъектами предпринимательской деятельности, владельцами которых или руководящие должности в которых замещают родственники должностных лиц;

- совершении финансово-хозяйственных операций с нарушением действующего законодательства.

9. Перечень коррупционно-опасных функций может быть утвержден руководителем контрольно-надзорного органа посредством оформления грифа "Утверждаю" либо одобрен на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии), что также оформляется грифом "Одобрено на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов".

10. Основанием для проведения заседания комиссии будет являться представление руководителя контрольно-надзорного органа или любого члена комиссии, касающееся осуществления в контрольно-надзорном органе мер по предупреждению коррупции (подпункт "в" пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821).

11. Основаниями для внесения изменений (дополнений) в перечень коррупционно-опасных функций могут стать изменения законодательства Российской Федерации, предусматривающие возложение новых или перераспределение реализуемых функций, результаты проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и т.д.