Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 год.

2. Ориентиры денежно - кредитной политики на 2000 год

Конечной целью денежно - кредитной политики в 2000 году является снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении темпов роста ВВП. При этом создаются условия для снижения безработицы и роста реальных доходов населения. Количественные параметры экономического роста и снижения темпов прироста потребительских цен зависят от характера проводимой макроэкономической политики.

Предусмотренная на 2000 год бюджетная политика формирует в целом благоприятные условия для проведения денежно - кредитной политики. Доходы федерального бюджета будут превышать расходы (без учета расходов по обслуживанию государственного долга), и первичный профицит составит 3,18% ВВП. С учетом расходов на обслуживание государственного долга планируется, что общий объем дефицита федерального бюджета будет минимальным с начала периода проведения экономических реформ и составит 1,08% ВВП, или 57,8 млрд. рублей. Это означает существенное сокращение спроса государственного сектора на заемные ресурсы и расширение возможностей кредитования частного сектора экономики.

Несмотря на то что в постдевальвационный период многие макроэкономические зависимости характеризуются значительной степенью неопределенности, связанной с неустойчивостью временных лагов и изменением эластичности, на практике большинство экономических агентов ориентируются на динамику валютного курса, который даже в условиях режима плавающего обменного курса неоправданно воспринимается ими как параметр, полностью контролируемый денежными властями.

При проведении денежно - кредитной политики в 2000 году в условиях плавающего валютного курса рубля контроль за денежным предложением остается важнейшим механизмом обеспечения внешней и внутренней стабильности рубля, и оценка спроса на деньги сохраняет свое значение с точки зрения процесса постановки целей денежно - кредитной политики.

Девальвация российского рубля во второй половине 1998 года сопровождалась уменьшением спроса на деньги. Так, за последние 5 месяцев 1998 года денежная масса в реальном выражении сократилась почти на 30%. При этом вследствие развития ажиотажных настроений процесс девальвации сопровождался "перелетом" валютного курса, то есть национальная валюта была девальвирована ниже некоторого адекватного в данный момент фундаментальным экономическим условиям уровня. В результате того, что равновесное значение курса оказывалось существенно выше фактического, в отдельные периоды происходила корректировка его уровня и валютный курс укреплялся. Постдевальвационное реальное укрепление национальной валюты, как показывает опыт ряда стран, сопровождается процессом постепенного восстановления спроса на деньги. Экономические данные свидетельствуют о начале развития аналогичного процесса и в России. Так, в первом полугодии 1999 года при реальном укреплении национальной валюты снижение реальной денежной массы приостановилось, а складывающиеся тенденции свидетельствуют о вероятном росте денежной массы в реальном выражении в 1999 году в целом. Эта тенденция, по-видимому, определит характер формирования спроса на деньги и в 2000 году.

По оценкам Банка России, в 2000 году продолжится развитие некоторых тенденций изменения структуры денежной массы, сформировавшихся в течение 1999 года. Так, несмотря на планируемую индексацию заработной платы и пенсий, предполагается дальнейшее среднесрочное сокращение удельного веса наличных денег в структуре денежной массы. Более широкое внедрение зарплатных пластиковых карт с принятием закона о гарантировании вкладов частных лиц в коммерческих банках также будет способствовать сокращению удельного веса наличных денег. Однако возможно развитие и новых тенденций, связанных с изменениями в структуре ресурсов коммерческих банков. Если в 1999 году прирост ресурсов коммерческих банков происходил в основном за счет увеличения средств на счетах предприятий, то в 2000 году можно ожидать некоторого уменьшения влияния этого фактора в процессе формирования спроса на деньги, что связано с возможным замедлением прироста цен на нефть.

В 1999 году достаточно четко проявилась тенденция увеличения доли денежных расчетов в общей структуре платежей, что явилось следствием общих изменений в экономике России в 1998 - 1999 годах. С точки зрения денежно - кредитной политики замещение неденежных активов денежными эквивалентно росту спроса на деньги. При сохранении сложившихся тенденций в 2000 году также можно ожидать дальнейшего сокращения удельного веса неденежных расчетов, что будет способствовать росту спроса на деньги.

Девальвация российской валюты оказала существенное воздействие на динамику скорости обращения денег. Ее устойчивое среднесрочное снижение на протяжении последних лет сменилось ростом во второй половине 1998 года. В посткризисный период вновь наметилась тенденция снижения скорости обращения, обусловленная упомянутым выше ростом спроса на деньги. Однако параметры этого снижения, по предварительным оценкам, таковы, что среднегодовая скорость обращения в 1999 году будет выше, чем в 1998 году.

Основные ориентиры денежно - кредитной

политики на 2000 год (%)

(график не приводится)

Формирование скорости обращения в переходных экономиках характеризуется значительной неопределенностью, связанной с незавершенностью процесса становления экономики нового типа. В России в настоящее время эта ситуация осложняется особенностями посткризисного периода. И хотя общие закономерности формирования скорости обращения в современных условиях на качественном уровне изучены достаточно хорошо, надежно оценить количественные параметры этого процесса в настоящее время не представляется возможным.

С достаточной степенью определенности можно сказать, что постепенное восстановление спроса на деньги, резко сократившегося в результате финансового кризиса, станет тем фактором, который определит среднесрочную динамику скорости обращения в 2000 году, в результате чего можно ожидать ее дальнейшего снижения и увеличения степени монетизации ВВП.

Эти тенденции определяют общие закономерности формирования спроса на деньги в 2000 году. Конкретные параметры динамики спроса на деньги определяются выбранной экономической политикой. Прирост денежной массы в 2000 году, соответствующий поставленным макроэкономическим целям при сохранении в целом основных принципов экономической политики, проводимой в 1999 году, составит 21 - 25%, что означает продолжение увеличения денежной массы в реальном выражении.

Решения в области денежно - кредитной политики, особенно в условиях недостаточной определенности и устойчивости экономических взаимосвязей, не могут приниматься только на основе анализа динамики денежной массы М2 как промежуточной цели денежно - кредитной политики. Важную дополнительную информацию для принятия политических решений в этой области будет представлять комплекс индикаторов денежно - кредитной политики.

Существенное воздействие на процесс формирования спроса на деньги и в целом денежно - кредитную сферу в 2000 году будут оказывать состояние торгового баланса, динамика цен на основные российские экспортные товары на мировых рынках, а также обслуживание внешнего долга. В связи с этим показатели внешней торговли России, уровень золотовалютных резервов становятся важнейшими индикаторами, характеризующими адекватность проводимой денежно - кредитной политики ее целям и задачам.

В 2000 году процентные ставки сохранят свою роль индикатора денежно - кредитной политики. По мере завершения процесса восстановления финансовых рынков роль этого индикатора будет возрастать. Снижение реальных процентных ставок является адекватным процессу стабилизации национальной валюты.

Операционной целью денежно - кредитной политики, то есть параметром, управление которым должно осуществляться на краткосрочной основе, в 2000 году будет денежная база. Операционная процедура денежно - кредитной политики будет основываться на контроле за объемами чистых международных резервов и чистых внутренних активов органов денежно - кредитного регулирования (прежде всего кредитов расширенному правительству и банкам) с использованием всего спектра инструментов, имеющихся в распоряжении Банка России. При этом особое значение будет уделяться динамике остатков средств банков на корреспондентских счетах в Банке России.

Динамика денежного мультипликатора, характеризующего взаимосвязь промежуточной и операционной целей денежно - кредитной политики, в 2000 году в значительной степени будет определяться проводимой макроэкономической политикой. Как уже отмечалось, в посткризисный период сформировался существенно более низкий, чем в предыдущие годы, уровень денежного мультипликатора. При этом в течение 1999 года, по предварительным оценкам, не произойдет его существенного изменения.

Наиболее вероятно, что основным источником денежного предложения в 2000 году будет покупка Банком России валюты для пополнения валютных резервов. После потери в ходе кризиса значительной части золотовалютных резервов перед органами денежно - кредитного регулирования стоит задача их постепенного восстановления и накопления, что будет способствовать повышению доверия к денежно - кредитной политике. Исходя из прогнозов конъюнктуры мировых товарных рынков в 2000 году для решения этой задачи будут складываться благоприятные условия. Это означает, что изменение золотовалютных резервов органов денежно - кредитного регулирования будет способствовать приросту денег в обращении.

Ограничение бюджетного дефицита на уровне 1,08% ВВП существенно уменьшает влияние заимствований государственного сектора экономики на прирост денежного предложения. В соответствии с программой внутренних заимствований Правительство Российской Федерации намерено разместить на рынках в 2000 году ценных бумаг на сумму до 45 млрд. рублей, а при недостаточности внешнего финансирования за счет заимствований у Банка России будет погашено около 1 млрд. долларов внешней задолженности.

Сохраняющийся достаточно высокий уровень резервов банков уменьшает их потребность в заимствовании ресурсов в Банке России. Таким образом, прирост денег за счет увеличения задолженности банков Банку России не будет значительным. Хотя потребность в таких заимствованиях сохранится, в том числе вследствие незавершенности процесса восстановления межбанковского рынка.