Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 год.

Оздоровление финансового рынка

Задача оздоровления российского финансового рынка и его развития на новых принципах, обеспечения его стабильной и сбалансированной работы сохраняет свою актуальность в 2000 году. Выполнение этой задачи рассматривается в качестве необходимого условия эффективного проведения денежно - кредитной политики и нормальной работы банковской системы. В дополнение к мерам по укреплению финансового положения банков как основных участников рынка (путем последовательного осуществления реструктуризации банковской системы) непосредственные действия Банка России по восстановлению финансового рынка будут направлены на:

- повышение роли рыночных инструментов в оперативном управлении ликвидностью банков;

- расширение рыночного инструментария за счет финансовых инструментов, обеспечивающих эффективный контроль над рисками;

- формирование условий для активизации использования иностранных инвестиций, ранее поступивших на внутренний финансовый рынок.

Параллельно с ускорением восстановительных процессов предполагается акцентировать внимание на создании условий, ограничивающих масштабы потенциальной дестабилизации рынка при колебаниях его конъюнктуры. Необходимость такого рода действий связана, с одной стороны, с возможным ростом в 2000 году влияния нерыночных факторов, с другой - с сохраняющейся узостью рынка. В этих условиях деятельность Банка России будет направлена на создание механизмов оперативной стабилизации рынка путем:

- укрепления роли Банка России как участника межбанковских операций;

- совершенствования инструментария валютного регулирования;

- усиления контроля за участниками рынка и соблюдением установленных норм и правил;

- повышения роли саморегулирующихся организаций участников рынка.

Важная роль в определении общей конъюнктуры финансового рынка, в том числе и привлекательности рублевых инструментов, сохранится за валютным рынком. Стабильность финансового рынка будет обеспечиваться в контексте проведения политики плавающего валютного курса, предполагающей сглаживание резкой динамики обменного курса рубля, а также повышение эффективности контроля за утечкой капитала из страны. Это должно способствовать укреплению доверия к стабильности российской валютно - финансовой системы и снижению девальвационных ожиданий профессиональных участников валютного рынка и населения.

Обороты валютных торгов могут не достигнуть докризисного уровня. В биржевом сегменте будут концентрироваться операции, связанные с обязательной продажей валютной выручки экспортеров. Одновременно более интенсивными могут стать прямые межбанковские конверсионные сделки.

Проблема неисполненных форвардных валютных контрактов, заключенных до начала девальвации рубля в августе 1998 года, сохранит свое значение и будет по-прежнему препятствовать оживлению срочного сегмента валютного рынка. Участники таких контрактов пытаются урегулировать свои взаимоотношения, как правило, на двусторонней основе. В то же время перспективным вариантом решения этой проблемы может стать механизм коллективного исполнения обязательств по форвардным контрактам на паритетной основе.

Рынок государственных ценных бумаг сохранит ограниченное значение в качестве сферы денежно - кредитного регулирования. Это связано прежде всего с тем, что в рамках восстановительного этапа финансовый рынок не воссоздает в полной мере условий для использования традиционных инструментов государственных заимствований. Долгосрочные заимствования на рыночных условиях для Минфина России остаются чрезмерно дорогими. Краткосрочные инструменты заимствований, которые в нестабильных условиях более привлекательны для инвесторов, но менее приемлемы для эмитента в силу сохраняющихся бюджетных ограничений и отказа от схемы рыночного рефинансирования, могут использоваться в ограниченных масштабах (в основном в целях финансирования текущих кассовых разрывов). В 2000 году Минфин России намерен производить в полном объеме погашение и обслуживание ОФЗ и ОГСЗ, не планируя масштабной эмиссии новых рыночных долговых обязательств. Привлечение ресурсов предполагается осуществлять через нерыночные инструменты (облигации государственного нерыночного займа).

Учитывая недостаток коротких инструментов, Минфин России предполагает предложить рынку разделение обращения номиналов облигаций и купонных платежей по ним - создание стрипов на базе уже обращающихся ОФЗ. Такая схема позволит эмитенту производить долгосрочные заимствования, предложив одновременно с этим участникам рынка пользующиеся спросом короткие инструменты. Банк России намерен продолжить разработку данной программы. Необходимо отметить, что в данном случае не произойдет увеличения объема государственного внутреннего долга и укорачивания его срока, как в случае выпуска краткосрочных облигаций (ГКО).

В 2000 году Банк России намерен также совершенствовать систему работы с участниками торгов по государственным ценным бумагам, а также по включенным в единую торговую систему ОРЦБ корпоративным ценным бумагам. Модернизируемая система имеет целью оперативное выявление и предотвращение сделок, направленных на обход ограничений, действующих на рынке, и вызывающих значительные необоснованные колебания цен по ценным бумагам. Развитие системы предусматривает определение признаков недопустимой сделки, формирование совокупности агрегированных показателей, на основе которых Банк России может своевременно определить, относится ли намеченная сделка к категории допустимых, и разработку спектра механизмов, препятствующих заключению недопустимых сделок, от административного регулирования (например, отключение от торгов) до рыночных методов воздействия (невыгодность заключения недопустимых сделок). Внедрение подобной системы будет способствовать усилению стабильности рынка государственных ценных бумаг.

В 2000 году в связи с сохранением потребности в привлечении заемных ресурсов в регионах возможно появление новых эмитентов из категории субъектов Российской Федерации, так как облигационные займы остаются эффективным механизмом мобилизации финансовых ресурсов муниципальными и региональными органами власти.

Сложившаяся на рынке государственных ценных бумаг ситуация диктует необходимость рассмотрения новых форм финансирования бюджетного дефицита. Одним из вариантов является выпуск новых инструментов долгосрочных заимствований, в том числе индексируемых ценных бумаг (в основном привязанных к индексу инфляции). Доходность индексируемых облигаций и соответственно стоимость заимствований для эмитента менее зависимы от состояния рыночной конъюнктуры по сравнению с традиционными инструментами. Более того, стоимость заимствований снижается за счет отсутствия премии за инфляционный риск.

Однако обязательными условиями для успеха программ выпуска индексируемых гособлигаций являются способность государства обеспечить необходимый контроль над инфляцией, а также целевой характер использования привлекаемых долгосрочных ресурсов - на реализацию инвестиционных программ в рамках структурной перестройки экономики.

Банк России считает целесообразным продолжение в 2000 году эмиссии облигаций Банка России. Для Банка России роль ОБР будет заключаться в оперативном управлении ликвидностью банковской системы. Кроме того, уровень процентных ставок, складывающихся при размещении ОБР (как во время аукциона, так и на вторичном рынке), будет являться дополнительным индикатором денежно - кредитной политики. Кредитным организациям наличие ликвидного рынка ОБР предоставляет инструмент, который может быть использован для размещения временно свободных денежных средств и в качестве обеспечения при привлечении краткосрочных кредитов.

Не ослабляя внимания к проблеме расширения рыночного инструментария, нужно учитывать и то обстоятельство, что характерная для российского рынка проблема дефицита инструментов в своей основе является проблемой узости круга платежеспособных заемщиков. В этих условиях попытки оживления финансового рынка только с помощью чисто технических мер, например предложения новых инструментов тем же заемщиком, являются малоэффективными. На восстановительном этапе для банков более привлекательны стимулы не в виде более высокой доходности, а в виде меньших рисков.

С этой точки зрения необходимо ускорить разработку нормативной и методологической базы таких традиционных банковских операций, как кредитование под залог прав собственности (ипотечный и потребительский кредит).

Банк России исходит из того, что важный импульс развитию фондового рынка в 2000 году способна придать активизация ипотечного кредитования, включая создание нового сегмента фондового рынка - рынка закладных и облигаций, обеспеченных ипотекой. Программы ипотечного кредитования населения рассматриваются при этом как необходимое условие активизации совокупного спроса в экономике, создания дополнительных импульсов экономического роста. Внедрение ипотеки даст банкам возможность перестройки их активов, обеспечив формирование одновременно низкорисковых и в высшей степени производительных активов.

Одним из важных условий развития рынка является создание нормативной базы для выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг. Банк России участвовал совместно с другими федеральными органами в разработке Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации и в дальнейшем предполагает принимать участие в создании нормативной базы для выпуска и обращения ценных бумаг, оформляющих ипотечное кредитование, включая вопросы регистрации выпусков ипотечных банковских облигаций.

В целях расширения масштабов содействия банковской системы развитию ипотечного жилищного кредитования в ближайшее время целесообразно рекомендовать Сбербанку России активизировать свою деятельность в этом направлении. Благодаря наличию разветвленной филиальной сети, большому опыту работы с населением и сохранению доверия к нему как к надежному банку он мог бы постепенно организовать ипотечное жилищное кредитование по всей стране в качестве одного из основных направлений своей деятельности.

Ввиду отсутствия эффективной системы регулирования рынка ценных бумаг, обеспеченных залогом недвижимости, а также невозможности одномоментного внесения большинством потенциальных заемщиков всего первоначального взноса в ближайшее время наиболее приемлемой схемой организации ипотечного жилищного кредитования может служить контрактная сберегательная модель.

Поскольку кредитные ресурсы не заимствуются на открытом рынке капиталов, а формируются за счет привлечения сбережений потенциальных заемщиков, это позволит выдавать кредиты по значительно более низким, чем в настоящее время, ставкам, что имеет особенно важное значение для развития ипотечного кредитования в России. Использование гибких процентных ставок, привязанных к уровню инфляции, позволит банкам эффективно управлять процентными рисками.

В целях стимулирования контрактной сберегательной модели могут быть разработаны системы государственных субсидий из бюджетных и внебюджетных источников, средства которых будут направляться на формирование целевых сберегательных вкладов для социально не защищенных групп населения и очередников жилья.

Перспективным направлением участия банковской системы в ипотечном бизнесе может являться выделение специализирующихся на ипотечном кредитовании кредитных организаций - ипотечных банков (на базе уже существующих универсальных банков или путем создания новых ипотечных банков).

Одним из условий активизации совокупного спроса в экономике и дополнительным импульсом экономического роста является потребительский кредит. В силу низких доходов большей части населения его развитие возможно только при определенном подъеме уровня доходов населения.

Развитие потребительского кредита является перспективным направлением деятельности банков в настоящее время, когда они вынуждены искать относительно новые сферы применения капитала.

Система оформления потребительского кредита должна быть максимально упрощенной, однако не в ущерб уровню кредитного риска для банка. Снижению риска будет способствовать создание кредитных бюро, специализирующихся в том числе и на кредитных историях индивидуальных заемщиков. Кроме того, необходимо расширить использование населением безналичных расчетов, как это давно практикуется во многих странах мира.

Развитие потребительского кредита потребует не только создания соответствующей инфраструктуры, но и разработки на законодательном уровне специальных норм с целью упорядочения этого вида деятельности.

Предпринимаемые Банком России меры по укреплению доверия участников рынка, по стабилизации рыночной конъюнктуры и расширению инструментария будут способствовать активизации межбанковского кредитного рынка. Определенную роль в этом призваны сыграть междилерские операции РЕПО, предоставляющие участникам рынка механизм обеспеченного межбанковского кредитования. Гарантированное исполнение сделок РЕПО, что отличает их от обычных операций межбанковского кредитования, поможет ввести в рыночный оборот незадействованные рублевые ресурсы тех банков, которые считают чрезмерными риски проведения традиционных межбанковских кредитных операций и не проводят операции с Банком России.