Федеральная образовательная программа среднего общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 371.

Право

В результате изучения учебного предмета "Право" на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

- опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;

- выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;

- характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;

- различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как вида социальных норм;

- различать субъекты и объекты правоотношений;

- дифференцировать правоспособность, дееспособность;

- оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека, делать соответствующие выводы;

- оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;

- характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства, определяющий государственное устройство Российской Федерации;

- осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации, уважению прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;

- формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и человеком;

- устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации;

- называть элементы системы органов государственной власти в Российской Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации;

- выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в Российской Федерации;

- описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм;

- характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;

- объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Российской Федерации;

- характеризовать и классифицировать права человека;

- объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека;

- характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное, налоговое право как ведущие отрасли российского права;

- характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

- иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;

- иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;

- иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;

- характеризовать права и обязанности членов семьи;

- объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;

- характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих правоотношений;

- раскрывать содержание трудового договора;

- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

- иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности;

- различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности;

- дифференцировать виды административных наказаний;

- дифференцировать виды преступлений и наказания за них;

- выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

- различать права и обязанности налогоплательщика;

- анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения;

- различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;

- высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;

- различать виды юридических профессий.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- различать предмет и метод правового регулирования;

- выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

- различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской Федерации и в рамках других отраслей права;

- выявлять особенности референдума;

- различать основные принципы международного гуманитарного права;

- характеризовать основные категории обязательственного права;

- целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;

- выявлять способы защиты гражданских прав;

- определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;

- различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;

- описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;

- соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;

- применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

Выпускник на углубленном уровне научится:

- выделять содержание различных теорий происхождения государства;

- сравнивать различные формы государства;

- приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей структуре;

- соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;

- применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов;

- оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры общества;

- сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);

- проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;

- характеризовать особенности системы российского права;

- различать формы реализации права;

- выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;

- оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;

- различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;

- выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

- целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;

- сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;

- оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;

- характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии;

- характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;

- дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации;

- характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации;

- характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации;

- характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;

- выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;

- характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного строя Российской Федерации;

- определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать субъектов международного права;

- различать способы мирного разрешения споров;

- оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;

- сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защиты прав человека;

- дифференцировать участников вооруженных конфликтов;

- различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;

- выделять структурные элементы системы российского законодательства;

- анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения в сфере гражданского права;

- проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;

- целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;

- различать формы наследования;

- различать виды и формы сделок в Российской Федерации;

- выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;

- анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и расторжения брака;

- различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

- выделять права и обязанности членов семьи;

- характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять правовой статус участников трудовых правоотношений;

- проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;

- различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;

- дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;

- проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних;

- целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;

- в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;

- соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;

- применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище;

- дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;

- проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;

- давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений;

- применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;

- выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

- проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;

- дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;

- сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;

- оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;

- понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;

- классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения;

- толковать государственно-правовые явления и процессы;

- проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем других государств;

- различать принципы и виды правотворчества;

- описывать этапы становления парламентаризма в России;

- сравнивать различные виды избирательных систем;

- анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных международных отношениях;

- анализировать институт международно-правового признания;

- выявлять особенности международно-правовой ответственности;

- выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках международного гуманитарного права;

- оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени;

- формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования;

- различать опеку и попечительство;

- находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в процессе трудовой деятельности;

- определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;

- характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности;

- определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.