2. Современное состояние Службы в Российской Федерации

В настоящей Концепции под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят психологи, педагоги-психологи, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные организации, осуществляющие научные исследования и разработки в интересах Службы, образовательные организации высшего образования, осуществляющие подготовку кадров для Службы.

Анализ современного состояния Службы обнаруживает целый комплекс проблем, требующих решения:

значительная неравномерность уровня и качества оказания профессиональной помощи, а также состояние ее инфраструктуры в субъектах Российской Федерации;

отсутствие единого подхода в определении целей, задач, содержания, методов работы Службы, места и статуса психолога в системе образования;

отсутствие стандартов оказания профессиональной помощи, включая стандарт применения диагностического инструментария;

отсутствие единой системы повышения квалификации специалистов Службы;

несформированность единой системы взаимодействия при оказании профессиональной помощи на разных уровнях образования;

отсутствие в системе образования необходимого количества психологов, педагогов-психологов;

длительный дисбаланс в контрольных цифрах приема психологов по отношению к педагогам-психологам.

Необходимо отметить и недостаточную разработанность нормативной правовой базы деятельности психолога, педагога-психолога в системе образования.

При совершенствовании деятельности Службы необходимо учитывать успешный опыт работы психологических служб Министерства обороны Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и других. В рамках деятельности этих служб разработаны ведомственные нормативные правовые документы, структура управления и технологии психологического сопровождения различных категорий людей, в том числе в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, в настоящее время в системе современного образования Российской Федерации не сформирована целостная, соответствующая современным вызовам профессиональная Служба, оказывающая качественную профессиональную помощь всем участникам образовательных отношений, включая детей-инвалидов, детей с ОВЗ, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других.