3. СОДЕРЖАНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА

Цели проекта

Снижение количества смертельных случаев, числа пострадавших и травмированных по контролируемым видам рисков (при чрезвычайных ситуациях, пожарах, при происшествиях на водных объектах) не менее чем на 10% от уровня 2015 года к концу 2018 года (к концу 2025 года - не менее чем на 30%).

Снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков (при чрезвычайных ситуациях,

пожарах, при происшествиях на водных объектах) не менее чем на 10% от уровня 2015 года к концу 2018 года (к концу 2025 года - не менее чем на 30%).

Снижение при осуществлении государственного контроля (надзора) административных издержек для организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности не менее чем на 20% по сравнению с 2016 годом к концу 2018 года (к концу 2025 года - на 50%).

Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций, включая оптимизацию использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора), в 2 раза к концу 2025 года.

Увеличение доли профилактических мероприятий в общем объеме контрольно-надзорной деятельности МЧС России на 35% по сравнению с 2016 годом к концу 2018 года (к концу 2025 года - на 70%).

Показатели проекта и их значения по годам

Показатель

Тип показателя (основной, аналитический, показатель второго уровня)

Базовое значение

Период, год

2017

2018

2019

2020

2025

Снижение количества смертельных случаев по контролируемым видам рисков [1], не более

Основной

15860 человек [2]

14670 - 7,5%

14163 - 10,7%

13687 - 13,7%

13306 - 16,1%

10753 [3] - 32,2%

В том числе:

при чрезвычайных ситуациях:

560

518

500

483

470

380

при пожарах:

9500

8787

8484

8198

7970

6441

при происшествиях на водных объектах:

5800

5365

5180

5005

4866

3932

Снижение количества пострадавших и травмированных по контролируемым видам рисков [1], не более

Основной

12560 человек [2]

11743 - 6,5%

11191 - 10,9%

10964 - 12,7%

10638 - 15,3%

8151 [3] - 35,1%

В том числе:

при чрезвычайных ситуациях:

2460

2300

2192

2147

2083

1596

при пожарах:

10100

9443

8999

8817

8554

6555

Экономический ущерб от деструктивных событий по контролируемым видам рисков [1], не более

Основной

202,9 млрд. руб. [2]

190,5 - 5,7%

181,2 - 10,3%

178,4 - 11,7%

176,3 - 12,7%

141,0 [3] - 30,2%

Индекс качества администрирования контрольно-надзорных функций (процент) [4]

Аналитический

-

-

-

-

-

-

Уровень административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность (процент) [5]

Аналитический

100%

34,2%

90%

30,8%

80%

27,4%

70%

23,9%

60%

20,5%

50%

17,1%

Доля ущерба, причиненного на объектах контроля (надзора), отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска и значительного риска (по контролируемым видам риска) (процент)

Аналитический

н/д

70%

80%

85%

87%

90%

Доля плановых проверок, проведенных на объектах контроля (надзора), отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска и значительного риска (процент)

Аналитический

0

85%

90%

95%

99%

99%

Доля подконтрольных субъектов, по которым увеличилась периодичность проведения плановых проверок или которые были освобождены от проведения плановых проверок (процент)

Аналитический

н/д

10%

20%

35%

40%

50%

Доля охвата дифференцированных подконтрольных субъектов (объектов) профилактическими мероприятиями в общем объеме подконтрольных субъектов (объектов) (процент) [6]

Аналитический

н/д

Увеличение доли организованных и (или) проведенных с участием МЧС России практических тренировок по эвакуации людей на объектах высокой и значительной категории риска [7], не менее

Показатель второго уровня

Значение 2016 г., %

30%

35%

40%

45%

70%

Рост количества профилактических плановых (рейдовых) осмотров (обследований) территорий, акваторий [7], не менее

Показатель второго уровня

Значение 2016 г., %

15%

30%

45%

60%

100%

Информированность населения Российской Федерации в области комплексной безопасности жизнедеятельности

Показатель второго уровня

Значение 2016 г., %

30%

40%

50%

60%

100%

Доля государственных служащих МЧС России, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, прошедших ежегодную (текущую) оценку профессиональной служебной деятельности, компетенций и личностных качеств (процент) [8]

Аналитический

н/д

25%

30% [9]

50%

75%

100%

Доля реализованных мероприятий от количества мероприятий, включенных в планы оптимизации обязательных требований и дорожные карты и предусматривающих реализацию в текущем году (процент)

Аналитический

н/д

-

100%

100%

100%

100%

Доля инспекторского состава, подключенного к "Личному кабинету" должностного лица ВИС КНО (процент)

Аналитический

0%

-

30%

50%

80%

100%

Результаты проекта

Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований

Этап I - Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта:

Внедрено использование проверочных листов, содержащих исчерпывающий перечень обязательных требований, наиболее значимых с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям, в части федерального государственного пожарного надзора (при проведении плановых проверок всех используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объектов защиты), государственного надзора в области гражданской обороны, федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Этап II - Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации

Проведена проверка перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, размещенных на официальном сайте МЧС России, на предмет исчерпываемости, отсутствия актов, не содержащих требования, актуальности и соответствия имеющимся полномочиям МЧС России, а также на предмет выполнения требований распоряжения Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1868-р

Этап II - Министерствами, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в сфере осуществления контрольно-надзорных функций участниками реализации приоритетной программы, и (или) федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта:

Подготовлены и реализуются по отдельным видам контроля (надзора), осуществляемым МЧС России, планы оптимизации обязательных требований, предусматривающие отмену неэффективных и избыточных обязательных требований и приведение действующего регулирования в соответствие с лучшими международными практиками, на основании одобренного на проектном комитете стандарта качества нормативно-правового регулирования и внедренного ранее механизма систематической оценки эффективности обязательных требований

МЧС России по отдельным видам контроля (надзора), утвержденным проектным комитетом, обеспечено использование в информационных системах электронных машиночитаемых проверочных листов с возможностью систематизации (выборки) обязательных требований по объектам контроля (надзора) и иным параметрам

МЧС России обеспечено принятие нормативных правовых актов, актуализирующих обязательные требования в соответствии с утвержденными на проектном комитете "дорожными картами"

Результаты проекта

Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов

Федеральными органами исполнительной власти - участниками программы (Этап I 2017 год)

Проведена ежегодная оценка результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих, их квалификации, а также профессиональных качеств, необходимых для исполнения должностных обязанностей

Оптимизирована организационная структура центрального аппарата и территориальных органов МЧС России, в том числе с учетом необходимости усиления кадрового состава аналитических подразделений МЧС России, к функциям которых относится прогнозирование рисков, а также кадровых служб путем сокращения численности административно-технического персонала и обеспечивающих подразделений, совершенствования операционных процессов за счет применения передовых информационных технологий, с направлением высвобождаемых финансовых ресурсов, в том числе на увеличение фонда оплаты труда

МЧС России разработан адаптированный с учетом специфики деятельности стандарт кадрового менеджмента на основе разработанного Минтрудом России и апробированного в ходе стратегических сессий Стандарта кадрового менеджмента

Установлены ключевые показатели результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих при осуществлении контрольно-надзорных полномочий, взаимосвязанные с показателями деятельности МЧС России

Результаты проекта

Внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности

Этап II - Федеральные органы исполнительной власти - участники проекта

Проведен анализ текущих значений показателей результативности и эффективности МЧС России (в том числе методик расчета причиненного ущерба) по 4 видам контроля и надзора в целях выявления возможности достижения целевых и прогнозных значений показателей результативности и эффективности (общественно значимых и промежуточных показателей) для определения конкретных задач для их достижения

На основе Стандарта зрелости управления результативностью и эффективностью МЧС России разработаны и утверждены паспорта показателей по 4 видам контроля и надзора, в том числе методики расчета причиненного ущерба, включающие:

- методологию расчета показателей, в том числе формулы расчета;

- целевые и прогнозные значения;

- описание основных обстоятельств, характеризующих текущее значение показателя;

- описание способов и методов достижения поставленных целевых значений;

- описание рисков не достижения целевых значений показателя;

- методы сбора и управления статистическими и иными данным и необходимыми для расчета показателя включая механизмы и сроки их совершенствования/опубликования (в том числе в формате открытых данных)

Проведен анализ использования в МЧС России по 4 видам контроля и надзора информации о достижении и (или) недостижении показателей результативности и эффективности в качестве основы для принятия управленческих решений, в том числе оптимизации и совершенствования системы управления, в системах мотивации сотрудников, распределения ресурсов, планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Результаты проекта

Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности

Этап I - Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта

По отдельным видам контроля (надзора) МЧС России, утвержденным проектным комитетом, сформирована система сбора объективных данных, позволяющая учитывать при определении категории риска (класса опасности) причиненный вред и характеристики поведения подконтрольных субъектов, определены индикаторы риска и показатели для внедрения "динамической модели"

Обеспечено внедрение риск-ориентированного подхода в отношении плановых проверок по 3 трем видам государственного контроля (надзора).

Обеспечено принятие нормативных правовых актов, предусматривающих отмену плановых проверок (в отношении лицензионного контроля при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; лицензионного контроля при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров; государственного надзора во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок)

Этап II - Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта МЧС России по 3 видам контроля и надзора установленные категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним подконтрольных объектов подтверждены данными, свидетельствующими о фактически причиненном ущербе охраняемым законом ценностям

Внедрен риск-ориентированный подход для внеплановых проверок МЧС России по 3 видам контроля и надзора.

Категории риска МЧС России по 3 видам контроля и надзора определяются с учетом индивидуального поведения подконтрольных субъектов ("динамическая модель"):

- повышение категории риска - при нарушении обязательных требований, учитывая грубость нарушения;

- понижение категории риска - при индивидуальном поведении, не связанном с нарушениями обязательных требований

МЧС России проведен анализ принятия решений о включении в реестр подконтрольных объектов, исключении из реестра, присвоении и изменении категории риска (класса опасности), и о фактической реализации планов проверок на 2018 г., в том числе в части уровня принятия решений

(в части планового контроля)

Результаты проекта

Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований

Этап I - Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта

В отношении видов контроля (надзора) МЧС России, перечень которых утвержден проектным комитетом, обеспечено внедрение 1-го уровня зрелости ведомственной системы профилактики нарушений обязательных требований, механизм обучения (включая самообучение) подконтрольных субъектов, самостоятельного определения ими перечней предъявляемых к ним обязательных требований (самообследование на основе заполнения анкет и/или опросных листов), в том числе с использованием "Личного кабинета" в сети "Интернет", проверочных листов, содержащих обязательные требования

Этап II федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта

В должностные регламенты (инструкции) инспекторов МЧС России включены показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, касающиеся проведения профилактических мероприятий

МЧС России проведен анализ выбора вида и форм профилактических мероприятий в зависимости от установленных категорий риска (типов дифференциации) подконтрольных субъектов (объектов)

Проведены ежеквартальные публичные мероприятия для подконтрольных субъектов в территориальных органах МЧС России с анализом правоприменительной практики, подготовленных руководств по соблюдению обязательных требований, с размещением их результатов в сети Интернет

МЧС России утверждена и в полном объеме реализована ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований

Этап II - Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации

Обеспечено размещение "виджета" интернет-ресурса "контроль-надзор.рф" на главной странице официального сайта МЧС России в сети "Интернет"

Результаты проекта

Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности

Минтрудом России совместно с Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации (Этап I 2017 год)

Организовано проведение социологического исследования уровня коррупции в МЧС России

12 федеральными органами исполнительной власти - участниками программы (Этап I 2017 год)

Утверждена карта коррупционных рисков, дифференцированных с учетом уровня принятия управленческих решений (далее - карта коррупционных рисков), включающая риски при организации контрольно-надзорных мероприятий в центральном аппарате МЧС России, на уровне руководителя территориального органа, инспекторов и работников подведомственных организаций

На основании подготовленной карты коррупционных рисков МЧС России реализован комплекс правовых и организационных мероприятий по минимизации выявленных коррупционных рисков, учитывающий особенности коррупционных рисков, возникающих на разных уровнях принятия управленческих решений реализован комплекс профилактических мероприятий, направленный на соблюдение установленных антикоррупционных запретов, ограничений и требований лицами, замещающими должности, связанные с высоким коррупционным риском, а также формирование у таких лиц нетерпимого отношения к проявлениям коррупции

Результаты проекта

Автоматизация контрольно-надзорной деятельности

Этап I - Федеральными органами исполнительной власти - участниками программы

В ВИС МЧС России обеспечена готовность к предоставлению в электронном виде с использованием СМЭВ в ЕРП учетных данных о проверках, и в ГАСУ сведений о контрольно-надзорных мероприятиях и отчетности по показателям результативности и эффективности деятельности МЧС России, с учетом требований к целостности и достоверности передаваемых данных

Этап II - Федеральными органами исполнительной власти - участниками программы

Обеспечена возможность на сайте МЧС России:

- определения подконтрольным субъектом присвоенной ему категории риска с помощью электронного сервиса ("он-лайн калькулятор категории риска")

- информирования о присвоенной категории риска и порядка ее изменения с использованием "личного кабинета" подконтрольного субъекта.

На сайтах территориальных подразделений МЧС России размещена ссылка на "он-лайн калькулятор категории риска"

Обеспечено ведение в ЕРП электронных паспортов проверок, включающих в себя данные по результатам проверок и наступившим последствиям в машиночитаемом виде. Обеспечена техническая готовность к исключению возможности проведения проверки без получения учетного идентификатора (номера) в электронном паспорте проверки ЕРП

В ФРГУ актуализированы перечни ОТ в соответствии с реализацией "дорожных карт", а также обеспечена их систематизация применительно к видам деятельности, видам нарушений и ответственности за нарушения

Реализован механизм планирования и учета проведения профилактических мероприятий по профилированию и самооценке, направленных на соблюдение проверяемыми лицами обязательных требований, по отдельным видам контроля (надзора) в ВИС МЧС России

В ВИС МЧС России внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска по отдельным видам контроля (надзора)

В ВИС МЧС России внедрены алгоритмы расчета показателей результативности и эффективности КНМ на основании Базовой модели Минэкономразвития России, и автоматическая отправка данных расчета и первичных данных о проведенных КНМ в ГАС "Управление" с использованием СМЭВ

В ВИС МЧС России обеспечена автоматизация для расчета показателей результативности и эффективности данных, позволяющая анализировать указанные данные в автоматическом режиме для осуществления переноса между категориями, включающие:

- учет (ввод, сохранение, использование) сведений о значениях показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, индикативных показателей;

- обработку сведений о значениях показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, индикативных показателей;

- передача сведений о значениях показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, индикативных показателей, в ГАС "Управление"

Реализовано использование электронных паспортов проверки, проверочных листов на базе систематизированных обязательных требований к подконтрольным субъектам в ВИС МЧС России.

Обеспечена возможность использования результатов заполнения проверочных листов инспектором, либо самим подконтрольным субъектом в его "Личном кабинете" на ЕПГУ для ввода и актуализации информации об объектах проверок и присвоенных им категориях риска и классах опасности

МЧС России реализован пилотный проект по использованию мобильного приложения "Инспектор МЧС России", реализующего функции использования электронных проверочных листов, фиксирования результатов профилактических мероприятий и рейдовых осмотров

Обеспечена автоматизация сбора объективных данных, позволяющая собирать данные об индикаторах риска, в том числе отслеживать их изменение, учитывать при определении категории риска (класса опасности) причиненный вред и характеристики поведения подконтрольных субъектов.

ВИС МЧС России модернизирована до соответствия среднему уровню стандарта информатизации КНД