7. Оценка риска нарушения информационной безопасности при аутсорсинге существенных функций

7.1. Аутсорсинг существенных функций организации БС РФ должен сопровождаться оценкой, надлежащим управлением и контролем организации БС РФ в отношении риска нарушения ИБ, реализуемыми в соответствии с политикой аутсорсинга.

7.2. Реализация организацией БС РФ программы аутсорсинга должна предусматривать следующие мероприятия:

- идентификация потенциального риска нарушения ИБ при аутсорсинге существенных функций, в том числе из видов риска, определенных в разделе 5 настоящего стандарта;

- оценка потенциального риска нарушения ИБ при аутсорсинге существенных функций;

- принятие решения о возможности аутсорсинга на основе результатов оценки риска нарушения ИБ;

- реализация последующего постоянного мониторинга и контроля уровня риска нарушения ИБ.

Ключевым фактором для реализации программ аутсорсинга является оценка потенциального риска нарушения ИБ, а также обеспечение возможности последующего мониторинга и контроля его уровня.

Идентификацию риска нарушения ИБ следует проводить на основе анализа состава бизнес-функций, планируемых к передаче на аутсорсинг, а также на основе анализа факторов нового риска нарушения ИБ, определенных в разделе 5 настоящего стандарта.

7.3. Для оценки потенциального риска нарушения ИБ и обеспечения возможности мониторинга и контроля его уровня организации БС РФ следует определить состав и проводить оценку (в том числе периодическую) показателей (метрик), характеризующих:

- степень возможности реализации риска нарушения ИБ (далее - СВР) в результате наличия факторов нового риска, приведенного в разделе 5 настоящего стандарта;

- степень тяжести последствий от реализации риска нарушения ИБ (далее - СТП) для реализации бизнес-функций организации БС РФ, переданных на аутсорсинг.

7.4. В качестве показателей (метрик), характеризующих СВР, организации БС РФ рекомендуется (среди прочих) рассмотреть использование следующих:

- оценка соблюдения требований законодательства РФ в области:

- обеспечения защиты информации, обработки ПДн и информации, содержащей банковскую тайну;

- обеспечения непрерывности предоставления финансовых услуг;

- обеспечения возможности организации БС РФ предоставить необходимую и достоверную информацию в рамках выполнения Банком России и уполномоченными органами исполнительной власти их надзорных (контрольных) функций;

- характеристика достижения целей обеспечения ИБ организации БС РФ;

- характеристика потенциала организации БС РФ, необходимого для контроля риска нарушения ИБ при аутсорсинге существенных функций;

- характеристика, определяющая требования к непрерывности предоставления финансовых услуг;

- характеристика, определяющая необходимый уровень защиты информации в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ;

- характеристика, определяющая наличие и функциональность системы обеспечения ИБ поставщика услуг;

- характеристика потенциала организации БС РФ, необходимого для обеспечения ИБ существенных функций после прекращения действия соглашения с поставщиком услуг или в случае отказа поставщика услуг от выполнения своих обязательств.

7.5. В качестве показателей (метрик), характеризующих СТП, организации БС РФ следует (среди прочих) рассмотреть использование следующих:

- общая сумма операций по переводу денежных средств, включая электронные денежные средства, осуществляемых через организацию БС РФ с использованием электронных технологий, связанных с бизнес-функцией, переданной на аутсорсинг;

- среднеквартальный остаток денежных средств, находящихся на корреспондентских счетах организации БС РФ, открытых в расчетных центрах платежных систем, в том числе в платежной системе Банка России;

- характеристика, определяющая уровень операционных расходов:

- операционные расходы (убытки) организации БС РФ, связанные с нарушением непрерывности предоставления финансовых услуг в результате НСД к ее информационной инфраструктуре или информационной инфраструктуре поставщика услуг;

- операционные расходы (убытки), связанные с совершением операций, имеющих финансовые последствия, в том числе переводов денежных средств, лицами, не обладающими соответствующими правами;

- операционные расходы (убытки) организации БС РФ в результате НСД к объектам ее информационной инфраструктуры, используемой для осуществления переводов денежных средств, или в результате использования электронных средств платежа без согласия клиентов;

- неприемлемые финансовые затраты организации БС РФ в случае отказа поставщика услуг от своих обязательств;

- невозможность организовать должный уровень обеспечения ИБ в случае необходимости возврата выполнения существенных функций в течение периода времени, приемлемого для организации БС РФ.

7.6. В качестве источников данных для показателя СВР могут быть использованы следующие оценки:

- собственная (экспертная) оценка организации БС РФ, выполненная ее работниками, обладающими необходимыми знаниями, опытом и компетенцией;

- оценка, выполненная аудиторской или консалтинговой организацией (независимой от поставщика услуг), обладающей необходимым опытом и компетенцией;

- оценка, выполненная на основе результатов проведения поставщиком услуг внешнего независимого аудита на соответствие применимым документам в области стандартизации, в первую очередь национальным стандартам РФ, разрабатываемым Банком России, отраслевым стандартам Банка России или иным применимым национальным стандартам РФ и международным стандартам, гармонизированным в установленном порядке в РФ (в том числе в соответствии с ГОСТ 57580.1-2017 "Безопасность финансовых (банковских) операций. Защита информации финансовых организаций. Базовый набор организационных и технических мер" [17]).

7.7. Организации БС РФ следует выбирать те источники данных для оценки показателей СВР и СТП, которые смогут обеспечить наиболее достоверную и полную информацию для оценки риска нарушения ИБ при аутсорсинге существенных функций.

Выбор указанных показателей и источников их получения должен обеспечить возможность оценки наличия правовой возможности и экономической целесообразности при принятии решения об аутсорсинге существенных функций, а также возможности осуществления деятельности по должному мониторингу и контролю риска нарушения ИБ при аутсорсинге существенных функций.

Организации БС РФ следует учитывать, что определение показателей (факторов), характеризующих СВР и СТП, является ключевым элементом оценки, управления и контроля в отношении риска нарушения ИБ.

В качестве основы для выработки подходов к оценке риска нарушения ИБ может быть рекомендован подход, определенный в таблице 2.