2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 автоматическое (аварийное) торможение: Торможение прицепа, выполняемое тормозной системой без управляющего воздействия водителя при разрыве тормозных магистралей тормозного привода.

2.2 антиблокировочная тормозная система (АБС): Тормозная система КТС с автоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзывания колес в направлении их вращения.

2.3 безопасность КТС: Состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния КТС, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.

2.4 блокирование колеса: Прекращение качения колеса при его перемещении по опорной поверхности или на роликах стенда при продолжении их вращения.

2.5 внесение изменений в конструкцию КТС: Исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией КТС составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска КТС в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.

2.6 внешние световые приборы: Устройства для освещения дороги, государственного регистрационного знака, а также устройства световой сигнализации.

2.7 внешний шум КТС: Совокупность звуков, производимых механизмами, системами и узлами КТС при их функционировании и представляющих собой волновое механическое движение частиц (акустические колебания) воздушной среды с большим числом частот различных амплитуд.

2.8 вредные вещества: Содержащиеся в воздухе примеси, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье человека, - оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, углеводороды алифатические предельные, формальдегид и дисперсные частицы.

2.9 время срабатывания тормозной системы: Интервал времени от начала торможения до момента, в который замедление КТС принимает установившееся значение при проверках в дорожных условиях, либо до момента, в который тормозная сила при проверках на стендах принимает максимальное значение или происходит блокировка колеса КТС на роликах стенда.

2.10 вспомогательная тормозная система: Износостойкая (бесконтактная) тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы транспортного средства.

2.11 встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: Совокупность входящих в конструкцию КТС устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя и накопление данных о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.

2.12 двигатель с принудительным зажиганием: Двигатель внутреннего сгорания, в котором воспламенение инициируется электрической искрой.

2.13 диагностический индикатор: Световой индикатор на панели приборов КТС, информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.

2.14 двухтопливное КТС: КТС, предназначенное для эксплуатации как на бензине, так и на сжиженном нефтяном газе, компримированном природном газе или сжиженном природном газе.

2.15 дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения XM, м-1: Выброс загрязняющих веществ с видимыми отработавшими газами двигателей с воспламенением от сжатия, характеризующийся максимальным значением коэффициента поглощения света (см. приложение Д), измеренным в режиме свободного ускорения.

2.16 дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения коэффициентов k поглощения и ослабления N света, выполненный в соответствии с требованиями приложения 5 к [2].

2.17 запасная (аварийная) тормозная система: Тормозная система, предназначенная для снижения скорости КТС при выходе из строя рабочей тормозной системы.

2.18 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление КТС (шасси) или его компонентов с намерением выпуска их в обращение для реализации либо собственного пользования.

2.19 источник света: Один или более элементов для генерирования электромагнитного излучения в оптической области спектра либо крайний элемент световода, которые могут использоваться в сборе с одной или более прозрачными оболочками и цоколем для механического крепежа и электрического подсоединения.

2.20 класс источника света: Характеристика физического принципа излучения света: лампа накаливания (класс 0); лампа накаливания с наполнением колбы галогеносодержащими газами (класс H), газоразрядная лампа (класс D), светоизлучающий диод (класс LED).

2.21 колесные транспортные средства (КТС): Транспортные средства категорий L, M, N и O, снабженные колесным движителем, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также шасси.

2.22 колесное КТС, находящееся в эксплуатации: КТС, прошедшее государственную регистрацию в установленном порядке.

2.23 комплектное КТС: КТС, пригодное для эксплуатации в соответствии с его назначением.

2.24 компоненты КТС: Составные части конструкции КТС, поставляемые на сборочное производство КТС и (или) в качестве сменных (запасных) частей для КТС, находящихся в эксплуатации.

2.25 контурная (световозвращающая) маркировка: Серия светоотражающих полос, предназначенная для нанесения таким образом, чтобы они указывали очертания КТС сбоку и сзади.

2.26 корректор света фар: Устройство для регулирования вручную с места водителя или в автоматическом режиме угла наклона светового пучка фары ближнего и (или) дальнего света в зависимости от загрузки КТС, и (или) профиля дороги, и (или) условий видимости.

2.27 коэффициент избытка воздуха (00000001.wmz): Безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам измерений состава отработавших газов.

2.28 коэффициент поглощения света k, м-1: Значение дымности, измеренное по основной шкале дымомера с диапазоном от 0 до 00000002.wmz.

2.29 коэффициент ослабления света N, %: Значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале с диапазоном от 0 до 100%.

2.30 масса КТС в снаряженном состоянии: Установленная изготовителем в эксплуатационной документации масса комплектного КТС с водителем без нагрузки и с наличием не менее 90% штатного запаса топлива.

2.31 минимальная частота вращения nmin, мин-1: Частота вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода при отсутствии воздействия на орган управления подачей топлива, установленная изготовителем КТС.

2.32 нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес): Положение рулевого колеса (управляемых колес), соответствующее прямолинейному движению КТС при отсутствии возмущающих воздействий.

2.33 обзорность: Свойство конструкции КТС, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления КТС.

2.34 оптическая ось прибора для проверки и регулировки фар: Линия, проходящая через центр объектива прибора и точку пересечения осей V и H на экране, встроенном в прибор для проверки и регулировки фар.

2.35 оптический центр (центр отсчета): Обозначение на рассеивателе фары точки пересечения его наружной поверхности с осью отсчета светового прибора.

2.36 органолептическая проверка: Проверка, выполняемая с помощью органов чувств квалифицированного специалиста, без использования средств измерений.

2.37 ось отсчета: Линия пересечения плоскостей, проходящих через оптический центр светового прибора параллельно продольной центральной плоскости КТС и опорной поверхности.

2.38 передаточное число рулевого управления: Отношение угла поворота рулевого колеса к среднему углу поворота управляемых колес.

2.39 повышенная частота вращения коленчатого вала двигателя nпов мин-1: Частота вращения коленчатого вала бензиновых и газовых двигателей в режиме холостого хода, установленная в пределах 2500...2800 мин-1.

2.40 подтекание: Появление жидкости на поверхности и в соединениях деталей герметичных систем КТС, воспринимаемое на ощупь.

2.41 подушка безопасности: Мешок из эластичного материала, наполняемый газом при срабатывании пиротехнического газогенератора.

2.42 порог проскальзывания колеса на роликовых стендах: Значение несоответствия окружной скорости колеса КТС окружной скорости вращения рабочей поверхности роликов стенда, при котором стенд в автоматическом режиме фиксирует тормозную силу и затем отключает привод блока роликов.

2.43 прибор для проверки тормозных систем в дорожных условиях: Устанавливаемое на КТС средство измерения усилия воздействия на орган управления тормозной системы, замедления КТС при торможении от момента включения тормозной системы до остановки КТС и расчета по полученным результатам начальной скорости торможения, тормозного пути, установившегося замедления и времени срабатывания тормозной системы при контролируемом усилии на органе управления.

2.44 пробоотборная система: Устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы КТС в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением к [2].

2.45 проверка безопасности КТС в эксплуатации: Технологическая процедура оценки соответствия безопасности КТС установленным требованиям, предъявляемым при эксплуатации, выполняемая установленными методами измерений, технического диагностирования и органолептическими методами.

2.46 продольная центральная (средняя) плоскость КТС: Плоскость, перпендикулярная плоскости опорной поверхности и проходящая через середину колеи КТС.

2.47 прозрачная часть переднего и боковых окон: Часть стекла переднего и боковых окон, свободная от непрозрачных элементов конструкции, имеющая светопропускание не менее 70%.

2.48 проскальзывание колеса на роликовых стендах: Несоответствие окружной скорости колеса КТС окружной скорости вращения рабочей поверхности роликов стенда.

2.49 работоспособность: Состояние, при котором КТС или его компоненты могут выполнять свои функции в соответствии с эксплуатационной документацией.

2.50 рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.

2.51 рабочая тормозная система: Тормозная система, предназначенная для снижения скорости и (или) остановки КТС.

2.52 разрешенная максимальная масса: Ограничение максимальной массы КТС, установленное нормативными правовыми актами в зависимости от конструктивных особенностей КТС.

2.53 рассеиватель: Наиболее удаленный элемент светового прибора, который пропускает свет через освещающую поверхность.

2.54 режим работы внешних световых приборов: Совокупность характеристик функционирования внешних световых приборов КТС, отражающих алгоритмы и условия их ручного или автоматического включения-выключения, регулирования интенсивности излучения, его прерывистость или непрерывность.

2.55 режим функционирования КТС при проверке: Совокупность показателей функционирования проверяемого компонента КТС, единообразно поддерживаемых при выполнении проверки технического состояния этого компонента для обеспечения сопоставимости получаемых оценок.

2.56 результат определения дымности в режиме свободного ускорения: Среднеарифметическое значение четырех последних измерений дымности XMi отработавших газов дизеля.

2.57 рулевой привод: Система тяг и рычагов, осуществляющая связь управляемых колес КТС с рулевым механизмом.

2.58 свободное ускорение: Увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя КТС от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении органа управления подачей топлива из исходного положения до упора за 0,5...1,0 с.

2.59 система выпуска или глушитель: Комплект элементов, снижающих шум двигателя и выпуска его отработавших газов.

2.60 система нейтрализации отработавших газов: Совокупность компонентов, обеспечивающих снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя.

2.61 система омывания: Система, состоящая из устройства для хранения жидкости и подачи ее на наружную поверхность стекла, а также органов управления для ее приведения в действие и остановки устройства.

2.62 система очистки: Система, состоящая из устройства для очистки наружной поверхности стекла, а также дополнительных приспособлений и органов управления для приведения в действие и остановки устройства.

2.63 стенд для проверки тормозов: Роликовый стенд силового или инерционного типа для определения эффективности торможения и устойчивости КТС при торможении на роликах, где тормозные силы колес создаются в контакте с роликами за счет подвода энергии от привода стенда, а для инерционных стендов - еще и от инерции дополнительных вращающихся элементов стенда.

2.64 стояночная тормозная система: Тормозная система, предназначенная для удержания КТС неподвижным.

2.65 световой модуль: Светоизлучающая часть устройства освещения и световой сигнализации КТС, состоящая из оптических, механических и электрических элементов, предназначенная для формирования или усиления светового пучка от источника света.

2.66 суммарный люфт в рулевом управлении: Угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону от положения, соответствующего прямолинейному движению КТС.

2.67 технически допустимая максимальная масса: Установленная изготовителем максимальная масса КТС со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.

2.68 техническое состояние: Совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров КТС, определяющая возможность его применения по назначению.

2.69 торможение: Процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению КТС.

2.70 тормозная сила: Реакция опорной поверхности на колесо КТС, вызывающая замедление колеса и (или) КТС.

2.71 тормозная система: Совокупность частей КТС, предназначенных для его торможения при воздействии на орган управления тормозной системы.

2.72 тормозной привод: Совокупность частей тормозных систем, предназначенных для управляемой передачи энергии от ее источника к тормозным механизмам с целью осуществления торможения.

2.73 тормозной путь: Расстояние, пройденное КТС от начала до конца торможения.

2.74 транспортное средство: Устройство на колесном ходу категорий L, M, N, O, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

2.75 угол регулировки светового пучка фар ближнего света или противотуманных фар КТС: Угол между наклонной плоскостью, содержащей плоскую верхнюю (левую) границу светового пучка фары ближнего света или противотуманной фары, и горизонтальной плоскостью, проходящей через оптический центр фары.

2.76 удельная тормозная сила: Отношение суммы тормозных сил на колесах КТС к произведению массы КТС в момент измерения тормозных сил на ускорение свободного падения.

2.77 управляемые колеса: Колеса, приводимые в действие рулевым управлением КТС.

2.78 уровень шума, дБА: Характеристика внешнего шума выпускной системы двигателя, измеренного по установленной методике на расстоянии (0,5 00000003.wmz 0,05) м от среза выпускной трубы двигателя КТС.

2.79 условия выполнения проверки безопасности КТС в эксплуатации: Характеристики среды, места размещения и положения КТС при проверке (в производственном помещении, на рабочем посту, осмотровой канаве, эстакаде или подъемнике, в коридоре движения и др.), обязательности использования технологического оборудования, средств измерений и технического диагностирования.

2.80 установившееся замедление: Среднее значение замедления за время торможения от момента окончания периода нарастания замедления до начала его спада в конце торможения.

2.81 устойчивость транспортного средства при торможении: Способность КТС двигаться при торможениях в пределах установленного коридора движения.

2.82 фары типов DR, DC, DCR: Фары с газоразрядными источниками света класса D дальнего DR-света и ближнего DC-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) DCR-света.

2.83 фары типов HR, HC, HCR: Фары с галогенными источниками света класса H дальнего HR-света и ближнего HC-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) HCR-света.

2.84 фары типов R, C, CR: Фары с источниками света в виде ламп накаливания класса 0 дальнего R-света и ближнего C-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) CR-света.

2.85 фары типов B и типа F3: Фары противотуманные, отличающиеся фотометрическими характеристиками и маркировкой, нанесенной на фару.

2.86 холодный тормозной механизм: Тормозной механизм, температура которого, измеренная на поверхности трения тормозного барабана или тормозного диска, составляет менее 100 °C.

2.87 целевая частота вращения коленчатого вала двигателя nц, мин-1: Частота вращения коленчатого вала двигателя, равная:

- 75% от частоты вращения, соответствующей максимальной мощности, для двигателей с частотой вращения коленчатого вала, соответствующей максимальной мощности, не выше 5000 мин-1;

- 3750 мин-1 для двигателей с частотой вращения коленчатого вала, соответствующей максимальной мощности, 5000 мин-1 и выше, но менее 7500 мин-1;

- 50% частоты вращения коленчатого вала, соответствующей максимальной мощности, для двигателей с частотой вращения коленчатого вала, соответствующей максимальной мощности, 7500 мин-1 и выше;

- 95% максимально возможной при неподвижном КТС частоты вращения коленчатого вала двигателя, который не развивает указанных значений частоты вращения коленчатого вала.

2.88 шумомер: Прибор для проверки шума, снабженный микрофоном, устройством обработки сигналов и устройством отображения, соответствующий установленным требованиям.

2.89 экологический класс: Классификационный код, характеризующий КТС в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ, наличия и возможностей бортовой системы диагностирования.

2.90 элемент системы выпуска: Один из компонентов системы выпуска (выпускной коллектор, выпускной трубопровод и патрубки, выпускная труба, собственно система снижения шума).

2.91 эксплуатация: Стадия жизненного цикла КТС, на которой осуществляется его использование по назначению, с момента его государственной регистрации до утилизации.

2.92 эффективная база дымомера L, м: Длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения, определяемая по приложению 5 к [2] и указываемая на дымомере.

2.93 эффективность торможения: Свойство, характеризующее способность тормозной системы создавать необходимое искусственное сопротивление движению в продольном направлении КТС.