5.9 Методы проверки двигателей с воспламенением от сжатия

5.9.1 Дымность отработавших газов дизеля КТС категорий M, N и L6,7 допускается проверять при температуре окружающего воздуха от 0 °C до 35 °C и атмосферном давлении от 92 до 105 кПа.

5.9.2 Для проверки дымности используют соответствующие установленным требованиям дымомеры с эффективной базой L, равной 0,43 м линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100% ослабления света. Соотношение основного и вспомогательного показателей дымности k в N приведено в приложении Д.

5.9.3 Перед измерениями дымности проверяют комплектность и сохранность системы выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ. При выявлении повреждений или некомплектности системы выпуска дымность отработавших газов не проверяют, а КТС признают не соответствующим установленным требованиям к дизелю.

5.9.4 Перед измерениями двигатель КТС прогревают до установленной изготовителем рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, а при отсутствии таких данных - до температуры не ниже 60 °C. При проверке КТС с уже заведомо прогретым двигателем измерения температуры не проводят.

5.9.5 Температуру масла в поддоне картера двигателя измеряют (при необходимости) термометром с диапазоном 0...100 °C и погрешностью не более 00000084.wmz2,5 °C.

5.9.6 Для подвода отработавших газов от выпускной трубы КТС к измерительной камере дымомера используют пробоотборный зонд, предотвращающий утечки и подсос воздуха.

5.9.7 Перед измерением дымности на неподвижном КТС выполняют следующие операции:

- устанавливают датчик температуры масла или охлаждающей жидкости;

- двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения, причем продолжительность работы прогретого двигателя на холостом ходу до начала измерений не должна превышать 5 мин;

- заглушают двигатель;

- затормаживают КТС стояночной тормозной системой;

- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов;

- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;

- запускают двигатель;

- устанавливают рычаг переключения передач (для КТС с автоматической коробкой передач - селектор) в нейтральное положение и включают сцепление.

5.9.8 Дымность измеряют в шести последовательных циклах свободного ускорения коленчатого вала двигателя:

- при работе двигателя в режиме холостого хода на nmin равномерно перемещают педаль подачи топлива за 0,5...1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2...3 с. Отпускают педаль и через 8... 10 с приступают к выполнению следующего цикла;

- циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;

- фиксируют максимальные показания дымомера XMi в каждом из последних четырех i-х циклов свободного ускорения;

- измеренные значения дымности XMi считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м-1;

5.9.9 По четырем последним измерениям дымности XMi рассчитывают среднеарифметическое значение дымности XM, которое принимают за результат измерений и сравнивают полученное значение с нормативным. Схематический вид графиков изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в процессе одного цикла свободного ускорения приведен в приложении Е.

5.9.10 Дымность КТС с раздельными выпускными системами измеряют для каждой выпускной трубы. За результат измерения принимают большее из среднеарифметических значений дымности XM, полученное для одной из выпускных труб.

5.9.11 При проверках дымности отработавших газов КТС в помещениях соблюдают предписания по безопасности труда национальных нормативных документов, а для КТС с автоматической коробкой передач учитывают кроме того требования изготовителя по обеспечению свободного вращения ведущих колес.