Тема 7.4. Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

Тема 7.4. Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Целями противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком являются:

I. Обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары;

II. Обеспечение соблюдения мер по защите прав и законных интересов инвестором;

III. Обеспечение равенства инвесторов;

IV. Обеспечение укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;

V. Обеспечение соблюдения мер по противодействию легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" НЕ применяется к отношениям, связанным с:

I. Осуществлением Банком России и иными лицами, действующими от его имени, операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой в целях реализации Банком России функций по осуществлению единой государственной денежно-кредитной политики, защите и обеспечению устойчивости рубля;

II. Осуществлением Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо финансовыми органами субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации операций с финансовыми инструментами в целях управления государственным долгом;

III. Осуществлением исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований (местными администрациями) в соответствии с уставами муниципальных образований операций с финансовыми инструментами в целях управления муниципальным долгом.

Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет понятия:

I. Инсайдерская информация;

II. Ценные бумаги;

III. Распространение информации;

IV. Товары.

К инсайдерам относятся:

I. Эмитенты;

II. Клиринговые организации;

III. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами;

IV. Информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации эмитентами и управляющими компаниями.

К манипулированию рынком относятся следующие действия:

I. Неумышленное распространение через средства массовой информации, заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;

II. Совершение сделок, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах двух или более лиц, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок;

III. Однократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи финансового инструмента, в результате которых цена существенно отклонилась от уровня, который сформировался бы без таких сделок, в целях последующего совершения за счет или в интересах того же или иного лица противоположных сделок по таким ценам и последующее совершение таких противоположных сделок.

Запрещается использование инсайдерской информации:

I. Для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касается инсайдерская информация, за свой счет или за счет третьего лица, за исключением совершения операций в рамках исполнения обязательства по покупке или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, срок исполнения которого наступил, если такое обязательство возникло в результате операции, совершенной до того, как лицу стала известна инсайдерская информация;

II. Путем передачи ее другому лицу, за исключением случаев передачи этой информации лицу, включенному в список инсайдеров, в связи с исполнением обязанностей, установленных федеральными законами, либо в связи с исполнением трудовых обязанностей или исполнением договора;

III. Путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

Любое лицо, неправомерно использовавшее инсайдерскую информацию, распространившее заведомо ложные сведения, НЕ несет ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации и (или) манипулирование рынком, если указанное лицо:

Уполномоченный орган профессионального участника вправе:

Ответственное за внутренний контроль в целях ПНИИИ/МР должностное лицо составляет письменный отчет о результатах осуществления внутреннего контроля в целях ПНИИИ/МР:

Ответственное за внутренний контроль в целях ПНИИИ/МР должностное лицо представляет письменный отчет о результатах осуществления внутреннего контроля в целях ПНИИИ/МР:

Отчет ответственного за внутренний контроль в целях ПНИИИ/МР должностное лицо должен содержать:

I. Сведения о соблюдении требований внутренних документов, определяющих порядок доступа к инсайдерской информации, правила ее охраны и контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

II. Сведения о соблюдении требований внутренних документов, определяющие порядок предоставления информации инвесторам в связи с обращением ценных бумаг;

III. Сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, о причинах совершения нарушений и виновных в них лицах;

IV. Рекомендации мер по предупреждению аналогичных нарушений и повышению эффективности внутреннего контроля в целях ПНИИИ/МР.

Уведомление о подозрительной операции представляется профессиональным участником рынка ценных бумаг в Банк России:

Проверки соблюдения профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных актов проводятся:

Банк России проводит проверку профессионального участника рынка ценных бумаг при наличии признаков нарушений требований и запретов, установленных Федеральным законом "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании имеющейся в Банке России информации, в том числе:

I. Полученной от физических и юридических лиц, органов государственной власти, иных органов и организаций;

II. Содержащейся в средствах массовой информации;

III. Содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

IV. Выявленной Банком России при помощи аппаратно-программных комплексов.

Проверка профессионального участника рынка ценных бумаг проводится Банком России при наличии признаков нарушений требований и запретов, Федеральным законом "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании:

Проверка профессионального участника рынка ценных бумаг проводится Банком России при наличии признаков нарушений требований и запретов, установленных Федеральным законом "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в срок:

Решение о приостановлении и возобновлении срока проведения Банком России проверки соблюдения требований Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных актов, принимается:

Максимальный срок приостановления Банком России проверки соблюдения требований Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных актов не может превышать:

Сообщение об инсайдерской информации лиц, являющихся инсайдерами, должно быть опубликовано в следующем порядке и в следующие сроки с даты наступления соответствующего факта (события, действия) или даты, в которую лицо, являющееся инсайдером, узнало или должно было узнать о его наступлении;

I. На сайте инсайдера в сети Интернет - не позднее двух дней;

II. На сайте Банка России в сети Интернет - не позднее трех дней;

III. В информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством - не позднее двух дней;

IV. В информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством - не позднее одного дня.

Организацию видеоконференцсвязи в целях участия в опросе лица, в отношении которого имеются основания полагать, что оно располагает необходимой информацией для проверки Банком России соблюдения требований Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных актов, могут осуществлять:

Список инсайдеров обязаны вести следующие лица:

I. Профессиональные участники рынка ценных бумаг;

II. Клиринговые организации;

III. Эмитенты;

IV. Организаторы торговли.

При опубликовании инсайдерской информации в сети Интернет лицо, являющееся инсайдером обязано:

I. Обеспечить защиту данной информации от несанкционированного доступа;

II. Обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации;

III. Сообщать Банку России о каждом факте опубликования информации;

IV. Сообщать по требованию заинтересованных лиц адрес страницы в сети Интернет, на которой осуществляется опубликование информации.

В список инсайдеров профессионального участника включаются:

Профессиональный участник передает список инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами:

Профессиональные участники в целях реализации мер по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком обязаны:

I Разработать и утвердить порядок предоставления информации и документов инвестору в связи с обращением ценных бумаг;

II. Разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных актов;

III. Создать (определить, назначить) структурное подразделение (должностное лицо), в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных актов;

IV. Вести список инсайдеров.

К функциям Банка России по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации относятся:

I. Государственный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных актов;

II. Принятие мер по прекращению нарушений требований Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных актов;

III. Издание нормативных актов в соответствии с Федеральным законом "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

IV. Согласование должностных лиц, в обязанности которых входит осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", назначенных в организациях, обязанных принимать меры по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

К полномочиям Банк России по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации НЕ относятся: