Тема 8.2 Внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Порядок взаимодействия с уполномоченным органом

Под специальным внутренним контролем профессиональных участников рынка ценных бумаг в целях ПОД/ФТ понимается:

I. Организация и осуществление контроля за соответствием деятельности профессионального участника требованиям законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг;

II. Организация и осуществление контроля за соответствием деятельности профессионального участника требованиям нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

III. Организация и осуществление контроля за соответствием деятельности профессионального участника требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг;

IV. Организация и осуществление контроля за соответствием деятельности профессионального участника требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе;

V. Контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Кто является ответственным за разработку и реализацию правил специального внутреннего контроля профессионального участника (некредитной организации)?

Специальным должностным лицом может являться:

Выберите правильные утверждения в отношении случаев уведомления Банком России некредитных финансовых организации в рамках осуществления мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

I. Банк России информирует о случаях отказа организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

II. Банк России информирует о случаях приостановления организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций клиентов;

III. Банк России информирует о случаях отказа кредитных организаций от заключения договора банковского счета (вклада), в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

IV. Банк России информирует о случаях расторжения кредитными организациями договоров банковского счета (вклада) с клиентом, в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Руководитель:

К специальным должностным лицам ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОДФ/ФТ), предъявляются следующие квалификационные требования:

Специальное должностное лицо ответственное за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), а также сотрудник структурного подразделения по ПОД/ФТ считаются не соответствующими квалификационным требования при наличии:

I. Неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти;

II. Неснятой или непогашенной судимости;

III. Факта расторжения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с пунктом 7 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в течение двух лет, предшествующих дню назначения на соответствующую должность;

IV. Факта расторжения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с пунктом 7 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в течение трех лет, предшествующих дню назначения на соответствующую должность.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, обязаны:

Требования для профессиональных участников рынка ценных бумаг по идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма устанавливаются:

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

I. До приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя;

II. Принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов;

III. Обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах;

IV. Документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами;

V. Не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг вправе:

I. На основании договора поручать другому профессиональному участнику проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица, а также идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца;

II. Не проводить идентификацию выгодоприобретателя, если клиентом является организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, указанная в статье 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", или лицо, указанное в статье 7.1 этого Федерального закона;

III. Использовать представленные клиентом в целях идентификации и (или) обновления информации сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;

IV. На основании договора поручать кредитной организации проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица, а также идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг НЕ вправе:

I. На основании договора поручать другому профессиональному участнику проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица, а также идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца;

II. Информировать клиентов и иных лиц о представлении соответствующей информации в уполномоченный орган;

III. Использовать представленные клиентом в целях идентификации и (или) обновления информации сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;

IV. На основании договора поручать кредитной организации проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица, а также идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца.

Упрощенная идентификация может осуществляться профессиональным участником в отношении:

Упрощенная идентификация может проводиться одним из следующих способов:

I. С использованием информации из информационных систем органов государственной власти;

II. С использованием информации из государственной информационной системы, определенной Банком России;

III. С использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;

IV. С использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.

Специальное должностное лицо представляет руководителю профессионального участника письменный отчет о результатах осуществления специального внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ при отсутствии у профессионального участника филиалов, в которых функции специального должностного лица выполняет специальное должностное лицо филиала:

Перечень сведений, установленных для идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя содержится в:

Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ должны включать в себя следующие программы:

I. Программа идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца;

II. Программа организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции;

III. Программа подготовки и обучения кадров некредитной финансовой организации в сфере ПОД/ФТ;

IV. Программа выявления в деятельности клиентов операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

К операциям, подлежащим обязательному контролю, относятся:

I. Операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое лицо, имеющее регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве, которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве;

II. Приобретение физическим лицом ценных бумаг, если сумма сделки превышает 600 000 рублей;

III. Зачисление или перевод на счет ценных бумаг;

IV. Сделка с ценными бумагами, если сумма такой сделки превышает 3 миллиона рублей;

V. Внебиржевая сделка.

К операциям, подлежащим обязательному контролю, НЕ относятся:

К признакам, указывающим на необычный характер сделки, относятся:

I. Запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

II. Излишняя озабоченность клиента (представителя клиента) вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки), в том числе раскрытия информации государственным органам;

III. Пренебрежение клиентом (представителем клиента) более выгодными условиями получения услуг (в частности, тарифом комиссионного вознаграждения), а также предложение клиентом (представителем клиента) необычно высокой комиссии;

IV. Отсутствие информации о клиенте - юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица, индивидуальном предпринимателе в официальных справочных изданиях либо невозможность осуществления связи с клиентом по указанным им адресам и телефонам;

V. Совершение операций с ценными бумагами, не обеспеченными активами своих эмитентов, а также векселями, выданными юридическими лицами, имеющими минимальный уставный капитал, при условии, что период деятельности таких лиц менее одного года с даты государственной регистрации.

К признакам, указывающим на необычный характер сделки, относятся:

I. Регулярное зачисление на лицевой счет и списание с лицевого счета одних и тех же ценных бумаг по внебиржевым операциям примерно в одном и том же объеме;

II. Регулярное зачисление на лицевой счет и списание с лицевого счета одних и тех же ценных бумаг по биржевым операциям примерно в одном и том же объеме;

III. Регулярное зачисление на лицевой счет и списание с лицевого счета одного и того же количества одних и тех же ценных бумаг по биржевым операциям в случае, если их количество на начало и на конец операционного дня одно и то же;

IV. Регулярное зачисление на лицевой счет и списание с лицевого счета одного и того же количества одних и тех же ценных бумаг в случае, если их количество на начало и на конец операционного дня одно и то же (за исключением биржевых операций и сделок РЕПО);

V. Регулярное зачисление на лицевой счет и списание с лицевого счета одних и тех же ценных бумаг по сделкам РЕПО примерно в одном и том же объеме.

К признакам, указывающим на необычный характер сделки, НЕ относятся:

I. Регулярное зачисление на лицевой счет и списание с лицевого счета одних и тех же ценных бумаг по внебиржевым операциям примерно в одном и том же объеме;

II. Регулярное зачисление на лицевой счет и списание с лицевого счета одних и тех же ценных бумаг по биржевым операциям примерно в одном и том же объеме;

III. Регулярное зачисление на лицевой счет и списание с лицевого счета одного и того же количества одних и тех же ценных бумаг по биржевым операциям в случае, если их количество на начало и на конец операционного дня одно и то же;

IV. Регулярное зачисление на лицевой счет и списание с лицевого счета одного и того же количества одних и тех же ценных бумаг в случае, если их количество на начало и на конец операционного дня одно и то же (за исключением биржевых операций и сделок РЕПО);

V. Регулярное зачисление на лицевой счет и списание с лицевого счета одних и тех же ценных бумаг по сделкам РЕПО примерно в одном и том же объеме.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах:

Профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан представлять в уполномоченный орган сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, не позднее:

Профессиональный участник обязан представлять в уполномоченный орган:

Профессиональный участник рынка ценных бумаг приостанавливает соответствующие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, в случае:

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок профессиональный участник рынка ценных бумаг:

В случае выявления сотрудником профессионального участника операции, в отношении которой возникают подозрения в ее осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма:

I. Такой сотрудник обязан составить внутреннее сообщение о подозрительной операции и предоставить его руководителю организации;

II. Контролер принимает окончательное решение о направлении сообщения о подозрительной операции в уполномоченный орган;

III. В случае признания операции подозрительной, сообщение о такой операции направляется в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем ее выявления;

IV. Профессиональный участник вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица.

Основания для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму установлены:

Основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются:

I. Решение прокурора о приостановлении деятельности организации в связи с его обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за экстремистскую деятельность;

II. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

III. Составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;

IV. Решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму.

Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности:

Профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества:

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится:

В случае если законодательство Российской Федерации, а также Правила специального внутреннего контроля и программы его осуществления не предусматривают обязательное направление сведений о выявленной необычной операции в уполномоченный орган, решение о направлении/ненаправлении сведений о ней в уполномоченный орган принимает:

Кто из сотрудников профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего деятельность по ведению реестра, обязан проходить обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

Какие обязанности в рамках осуществления профессиональным участником рынка ценных бумаг контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), могут быть возложены на сотрудников такого профессионального участника, не являющихся сотрудниками подразделения по контролю в целях ПОД/ФТ:

I. Выявление операций, подлежащих обязательному контролю и необычных операций, в отношении которых возникают подозрения, что целью их осуществления является легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

II. Контроль за представлением сведений в уполномоченный орган;

III. Составление и предоставление специальному должностному лицу внутреннего сообщения о выявленных операциях, подлежащих обязательному контролю и подозрительных операциях;

IV. Принятие решение об отнесении операции клиента к операциям, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.