Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Порядок заполнения судового журнала

20. Судовой журнал должен заполняться в течение вахты в момент совершения события или сразу после него.

21. Записи в судовом журнале необходимо производить способом, исключающим возможность их стирания.

22. Время события необходимо записывать четырехзначным числом с разрядностью 1 минута. Часы должны отделяться от минут точкой.

23. Записи каждых суток должны начинаться с новой страницы.

24. В таблице 1 должны записываться остановки судна для посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов, а также выполнение буксирных, технологических и других работ:

номер рейса при его изменении;

пункты остановок судна в фактической их последовательности с указанием времени прибытия судна и времени отправления судна;

число пассажиров и количество груза на судне на момент отправления из пункта остановки;

осадка судна (состава) на момент отправления из пункта остановки.

25. В таблице 2 необходимо указывать время пуска и остановки главных двигателей, продолжительность их работы, а также продолжительность работы за сутки и за календарный месяц.

26. В таблице 3 должны записываться показания контрольных приборов главных двигателей судна.

Таблицу 3 необходимо заполнять с периодичностью не реже одного раза в течение 4 часов (обнаруженные отклонения параметров работы главных двигателей должны записываться в графе "другие сведения" таблицы 10).

27. В таблице 4 необходимо указывать время пуска и остановки вспомогательных двигателей, а также продолжительность их работы за сутки и за календарный месяц.

28. В таблице 5 должны записываться результаты наблюдений за погодой в конце вахты:

истинное направление ветра в градусах (с разрядностью 10°) и его скорость в м/с;

направление волнения (с разрядностью 10°) и высота волны в метрах. При наличии на поверхности воды льда необходимо записывать букву "Л" и сплоченность льда в баллах;

состояние погоды условным обозначением ("Я" - ясно, "П" - пасмурно, "Дм" - дымка, "Д" - дождь, "Т" - туман, "С" - снег, "Г" - гроза, "Мг" - мгла, "Гр" - град) и дальность видимости в километрах;

атмосферное давление в миллиметрах ртутного столба;

температура воздуха и воды по Цельсию с разрядностью до 1 °C.

29. В таблице 6 "Пройденное расстояние" должно указываться расстояние (в км), фактически пройденное судном за каждые 4 часа и за сутки в целом.

30. В таблице 7 необходимо записывать время каждого включения и выключения сигнальных огней.

31. В таблице 8 должно указываться время согласования судовых часов.

32. В таблице 9 необходимо указывать количество на судне топлива, масла, питьевой и балластной воды на 08.00 ч судового времени.

33. В таблице 10 каждая запись должна начинаться с новой строки с указанием в графе 10.1 времени, в которое произошло событие, действие или результат.

34. В графе 10.2 на момент сдачи ходовой вахты и при наступлении обстоятельств, влияющих на работу судна, должен записываться километр водного пути.

35. В графе 10.3 на момент сдачи ходовой вахты и в случаях изменения курса судна должен записываться заданный рулевому (выставленный на авторулевом) курс по гироскопическому или главному магнитному компасу, принятому в качестве основного курсоуказателя. Записи должны осуществляться в градусах с необходимой точностью без указания размерности.

Общая поправка основного курсоуказателя по необходимости указывается в графе 10.3 правее курса.

36. Если при плавании по внутренним водным путям Российской Федерации компас не используется, то направление движения судна записывается словами: вверх, вниз, л/бер - к левому берегу, пр/бер - к правому берегу.

37. В графе 10.5 на момент сдачи ходовой вахты и при изменении режима хода судна должен указываться режим хода судна (частота вращения движителей в об/мин или иные данные, характеризующие режим движения). При разном режиме работы обоих движителей запись осуществляется дробью левый/правый.

38. В таблице 10 по решению капитана или вахтенного начальника (вахтенного помощника капитана) должны выполняться записи условий и обстоятельств работы судна, дополняющие записи, предусмотренные графами 10.1 - 10.5, об определении места судна и поправок технических средств навигации, других сведений, событий, действий, результатов.

39. Скорость судна должна указываться в км/ч с разрядностью 0,1 км/ч или в узлах с разрядностью 0,1 уз. На моменты перехода с одной размерности скорости на другую размерность запись должна производиться дробью.

Уточнения скорости должны производиться с помощью индексов: л - по показаниям лага, об - по частоте вращения движителей, п - путевая, сч - принятая к счислению.

40. Элементы течения (сноса) в районах с морским режимом судоходства должны записываться при необходимости. Его направление необходимо указывать в градусах, а скорость - в узлах.

41. Записи об определении места судна необходимо выполнять с указанием названий ориентиров или навигационных систем, условных обозначений и значений измеренных навигационных параметров (пеленг, дистанция, географические координаты) или непосредственно обсервованных координат (если они были сняты с датчика координат). Поправки к значениям измеренных параметров необходимо указывать в скобках после значения параметра.

42. При плавании судна в районах с морским режимом судоходства невязка обсервации должна обозначаться буквой "С", а ее значения должны указываться с точностью: направление до 1 градуса, расстояние до 0,1 мили.

43. При переходе с карты на карту необходимо записывать слова "на карту" ("на атлас") и номер новой карты.

44. При включении (выключении) технических средств навигации, регистрирующих устройств и других устройств и механизмов, а также при работах по техническому обслуживанию двигателей, механизмов и устройств необходимо осуществить соответствующую запись в графе 10.6.

45. Угол постоянного крена судна должен записываться при его возникновении в градусах с точностью до 1° с указанием борта накренения.

46. При грузовых операциях в графе 10.6 необходимо записывать: готовность трюмов и грузовых устройств судна; начало и окончание грузовых операций, перерывов в работе с указанием причин; какими силами и средствами и куда выгружаются или куда принимаются грузы; сведения о погруженных или выгруженных грузах; окончание и способы крепления и сепарации грузов; перетяжки; случаи несогласия с действиями работников порта по отношению к судну и грузу с указанием причин; меры, принятые для защиты интересов судна и судовладельца; случаи повреждения судна и груза.

47. Вахтенный начальник (вахтенный помощник капитана) или капитан во время несения вахты обязан заверять свои записи подписью с указанием должности.

48. Незаполненные в течение завершившихся суток строки следует прочеркивать знаком "Z".

49. В случае внесения в судовой журнал ошибочной записи исправления должны выполняться следующим образом:

текст, подлежащий изменению, необходимо зачеркнуть тонкой чертой, чтобы его можно было прочитать, и заключить в скобки. Если ошибка замечена во время совершения записи, правильный текст необходимо записывать сразу же после скобки. В остальных случаях за скобкой или в случае пропуска за словом, после которого нужно добавить текст, должен ставиться цифровой знак сноски со сквозной нумерацией для каждой страницы. При исправлении и/или дополнении следует использовать слова "записано ошибочно", если зачеркнутый текст не нужно заменять другим, "читать" и далее верный текст, "дополнение" и далее верный текст;

исправление и/или дополнение текста необходимо записывать непосредственно после последней имеющейся в судовом журнале в период текущих суток записи, начиная с цифрового знака сноски, и скреплять подписью лица, внесшего исправление или дополнение;

если исправления и/или дополнения относятся к предшествующим страницам, то перед ними после номера сноски необходимо указывать номер страницы судового журнала.