МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

от 30 августа 2018 г. N Исх-21965/02

О СОДЕРЖАНИИ

ИНСТРУКЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ, С УЧЕТОМ ПРАПИ-98, ПОРЯДОК

ДЕЙСТВИЙ, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОНКРЕТНЫХ

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРИ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ

Пункт 2.3.1 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609 (далее - ПРАПИ-98), устанавливает, что в каждой организации ГА (согласно пункту 1.2.2.15 ПРАПИ-98 организация гражданской авиации - авиационное предприятие, аэропорт, авиационно-техническая база, авиаремонтный завод, научно-исследовательский институт, учебное заведение и любая другая организация, занимающаяся деятельностью, связанной с выполнением полетов и их обеспечением в гражданской авиации) должна быть разработана специальная инструкция, определяющая порядок действий, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц при авиационном происшествии, согласованная с соответствующим территориальным органом Росавиации.

Кроме того, в ходе проведения инспекционной проверки эксплуатанта гражданской авиации с использованием раздела ОРГ.3.2 Карты инспекционного контроля "Координация и планирование мероприятий при возникновении авиационного происшествия (инцидента)" (Приложение N 1 к Методическим рекомендациям по порядку проведения инспекционного контроля (инспекционных проверок) эксплуатантов и работе с автоматизированной системой электронных контрольных карт, утвержденным 22.12.2015) предусматривается контроль наличия инструкции, определяющей порядок действий, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц при авиационном происшествии (далее - Инструкция), в том числе включающая актуальную контактную информацию для передачи первичных сообщений об авиационных происшествиях и инцидентах. Этим же документом установлено, что Инструкция должна соответствовать организационной структуре эксплуатанта.

Документ ИКАО 9859 "Руководство по управлению безопасностью полетов" (издание 3 2013 года) содержит в добавлении 3 к главе 5 (прилагается) инструктивный материал о содержании и методические рекомендации по изданию в организации документа по планированию мероприятий на случай аварийной обстановки, в котором излагается, что должно быть сделано после происшествия и с указанием исполнителя.

Содержание документа ИКАО корреспондируется с целями и содержанием специальной инструкции, предусмотренной к разработке ПРАПИ-98, и данный инструктивный материал ИКАО может быть предложен к рассмотрению организациям гражданской авиации в качестве методического пособия при подготовке Инструкции.

Данный план мероприятий на случай аварийной обстановки, как указывается ИКАО, обычно оформляется в виде руководства, в котором определены сферы ответственности, роль и действия различных органов и персонала, которые привлекаются в случае чрезвычайных обстоятельств.

Цель рассматриваемого ИКАО плана мероприятий на случай аварийной обстановки заключается в обеспечении:

a) делегирования чрезвычайных полномочий;

b) распределения обязанностей в условиях аварийной обстановки;

c) документирования мероприятий на случай аварийной обстановки;

d) координации усилий по устранению аварийной ситуации внутри организации и с внешними партнерами;

e) безопасного продолжения основных операций после преодоления кризисной ситуации;

f) проактивного выявления всех возможных пороговых ситуаций и сценариев и определения соответствующих корректирующих мероприятий и т.д.

Необходимо отметить, что из опыта рассмотрения Росавиацией на этапе согласования подготовленных организациями документов, определяющих порядок действий, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц при авиационном происшествии, можно сделать вывод, что при составлении данных документов иногда упускаются из виду и не находят отражения в тексте требования воздушного законодательства Российской Федерации и рекомендации Росавиации, а именно:

- раздел инструкции о действиях экипажа на земле не учитывает требование пункта 5.80 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, "В случае авиационного происшествия или инцидента бортовые самописцы экипаж воздушного судна выключает по завершении полета и не включает вновь до тех пор, пока они не будут переданы в порядке, предусмотренном ПРАПИ-98";

- со ссылкой на пункт 3.3.1 ПРАПИ-98, на экипаж (КВС) с момента авиационного инцидента без уточнения обстоятельств места и времени произошедшего события возлагается ответственность за выполнение на месте авиационного инцидента первоначальных действий, проведение которых входит в функции руководителя организации ГА и руководителя МТУ Росавиации, в районе и на территории ответственности которых произошло авиационное событие, председателя комиссии по расследованию и специалистов, имеющих соответствующую подготовку;

- не отражается выполнение требований пункта 38 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 13.08.2015 N 246, "Эксплуатант создает условия для проведения в установленные сроки расследования инцидентов и авиационных происшествий";

- не определяется порядок передачи первичных сообщений подразделениям аэропортов (инспекции по безопасности полетов) с целью организации первоначальных действий при авиационном событии и другим адресатам, указанным в пункте 3.2 директивного письма Росавиации от 23.10.2013 N 4.02-681:

ответственному оперативному дежурному Росавиации;

в Управление инспекции по безопасности полетов Росавиации;

в территориальный орган Росавиации места события;

в территориальный орган Росавиации, осуществляющий контроль за деятельностью эксплуатанта коммерческой авиации, эксплуатанта авиации общего назначения (АОН), эксплуатанта, сертифицированного на право выполнения авиационных работ.

Также согласно требованиям Табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 24.01.2013 N 13 (ТС-2013), первичные сообщения об авиационном событии направляются в адреса следующих организаций:

Межгосударственного авиационного комитета,

Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,

территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

- не определяется лицо, ответственное за принятие решения о первичной классификации авиационного события и контроль отправки соответствующего уведомления уполномоченным органам гражданской авиации;

- не определяются, а также отсутствуют ссылки на документы эксплуатанта, определяющие порядок эвакуации потерпевшего бедствие воздушного судна с места бедствия силами эксплуатанта или иными силами за счет средств эксплуатанта согласно требованию пункта 2 Статьи 89 Воздушного Кодекса Российской Федерации "Обеспечение поисковых и аварийно-спасательных работ", а также на должностные инструкции, определяющие полномочия и ответственность персонала эксплуатанта, осуществляющего, контролирующего или организующего за счет средств эксплуатанта эвакуацию потерпевшего бедствие воздушного судна с места бедствия.

При разработке документа также необходимо учитывать, что используемый при проведении инспекционной проверки эксплуатанта раздел ОРГ.3.2 Карты инспекционного контроля "Координация и планирование мероприятий при возникновении авиационного происшествия (инцидента)" содержит пункты, требующие документального подтверждения.

В целях повышения качества представляемых в Росавиацию на согласование документов предлагаю руководителям (начальникам) территориальных органов Росавиации довести настоящее письмо до подконтрольных организаций гражданской авиации с целью подготовки, издания и использования в деятельности документа, определяющего, с учетом ПРАПИ-98, порядок действий, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц при авиационном происшествии, эффективного по содержанию и отвечающего требованиям воздушного законодательства Российской Федерации.

Начальник Управления

инспекции по безопасности полетов

С.С.МАСТЕРОВ