6. План мероприятий на случай аварийной обстановки (ПМАО) ОБЫЧНО ОФОРМЛЯЕТСЯ В ВИДЕ РУКОВОДСТВА, в котором определены сферы ответственности, роль и действия различных органов и персонала, которые привлекаются в случае чрезвычайных обстоятельств. В ПМАО следует учитывать такие аспекты, как:
a) Руководящие принципы. ПМАО должен направлять действия в случае аварийных ситуаций, например, содержать информацию о нормативно-правовых положениях, регулирующих проведение расследований, соглашения с местными органами власти, политику и приоритеты компании.
b) Организация. В ПМАО должны быть изложены намерения руководства по отношению к задействованным организациям путем:
1) назначения руководителей и определения состава аварийных групп;
2) определения обязанностей и сфер ответственности персонала, включенного в состав аварийных групп;
3) установления иерархии отчетности при представлении данных о безопасности полетов;
4) создания центра управления кризисной ситуацией (ЦУКС);
5) установления порядка обработки большого числа запросов информации, особенно в течение первых нескольких дней после крупного авиационного происшествия;
6) назначения корпоративного представителя для связи со средствами массовой информации;
7) определения располагаемых ресурсов, включая финансовые полномочные органы, для принятия незамедлительных мер;
8) назначения представителя компании для участия в любых официальных расследованиях, предпринятых государственными должностными лицами;
9) составления плана мобилизации ключевого персонала.
Для пояснения организационных функций и системы взаимодействия можно использовать схему организационной структуры.
c) Оповещение. В плане должно быть указано, кого из сотрудников данной организации следует оповестить об аварийной ситуации, а также кто и каким образом будет оповещать внешние организации. Следует учитывать необходимость оповещения:
2) государственных полномочных органов (служба поиска и спасания, регламентирующий полномочный орган, комиссия по расследованию авиационных происшествий и т.д.);
3) местных аварийных служб (администрация аэропорта, противопожарная служба, полиция, служба скорой помощи, медицинские учреждения и т.д.);
4) родственников пострадавших (деликатная проблема, которой во многих государствах занимается полиция);
7) представителей юридических, бухгалтерских, страховых и прочих организаций.
d) Оперативное реагирование. В зависимости от обстоятельств к месту происшествия может быть направлена группа оперативного реагирования для усиления ресурсов на местах и обеспечения соблюдения интересов организации. Ниже приводится ряд факторов, которые необходимо учитывать при формировании такой группы:
1) Кто должен возглавить группу оперативного реагирования?
2) Кто должен быть включен в состав группы оперативного реагирования?
3) Кто должен выступать от имени организации на месте происшествия?
4) Каковы будут потребности в специальном оборудовании, одежде, документации, транспортных средствах, размещении и т.д.?
e) Дополнительная помощь. Служащие с надлежащей подготовкой и опытом способны оказать нужную помощь в процессе подготовки, учебной отработки и актуализации ПМАО организации.
Их опыт и знания могут быть полезными при планировании и осуществлении таких задач, как:
1) выполнение роли пассажиров или клиентов в учебной отработке;
2) оказание помощи оставшимся в живых или внешним сторонам;
3) связь с родственниками, властными структурами и т.д.
f) Центр управления кризисной ситуацией (ЦУКС). ЦУКС (обычно в режиме готовности) может быть создан в штаб-квартире организации, если соблюдены условия для приведения его в действие. Кроме того, на месте происшествия или возле него может быть оборудован командный пункт (КП). ПМАО должен предусматривать выполнение следующих требований:
1) укомплектование персоналом (с учетом возможного круглосуточного режима работы 7 дней в неделю в течение начального периода ликвидации последствий происшествия);
2) наличие средств связи (телефоны, факс, Интернет и т.д.);
3) документация, ведение журналов регистрации аварийных мер;
4) изъятие всех документов компании, имеющих отношение к аварийной ситуации;
5) наличие офисного оборудования и канцелярских принадлежностей;
6) наличие справочной документации (контрольные карты и описания процедур на случай аварийной ситуации, различные руководства компании, планы мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме и списки телефонов).
Может возникнуть необходимость заключения договора с какой-либо авиакомпанией или иной специализированной организацией о создании ими антикризисного центра для защиты интересов эксплуатанта в случае кризисной ситуации, возникшей вдали от места его базирования. Как правило, такой центр в кратчайшие возможные сроки пополняется персоналом данной компании.
g) Документация. Помимо необходимости ведения журнала регистрации событий и действий от организации потребуется также определенная информация для государственной комиссии по расследованию происшествия. В ПМАО должно быть предусмотрено предоставление сотрудникам по расследованию следующих видов информации:
1) вся соответствующая документация по соответствующим продуктам или услугам;
2) перечень контактных пунктов и список всего персонала, связанного с данным событием;
3) записи бесед со всеми лицами (и их заявления), связанными с данным событием;
4) любые фотографии или другие документальные свидетельства.
h) Место происшествия. После крупного авиационного происшествия законное основание для доступа к месту происшествия имеют представители многих сфер юрисдикции, например, полиция, противопожарные службы, медицинские службы, администрация аэропорта, следователи (судебно-медицинские эксперты) в случае человеческих жертв, члены государственной комиссии по расследованию, учреждения гуманитарной помощи (например, Красный Крест) и даже СМИ. Хотя ответственность за координацию действий этих заинтересованных сторон лежит на государственной полицейской службе и/или государственном полномочном органе по расследованию авиационных происшествий, эксплуатант воздушного судна должен уточнить следующие аспекты деятельности на месте происшествия:
1) назначение старшего представителя компании на месте происшествия, если оно произошло:
- в основном месте базирования;
- за пределами основного места базирования;
- в открытом море или в иностранном государстве;
2) уход за оставшимися в живых пассажирами;
3) удовлетворение потребностей родственников пострадавших;
5) сохранение останков и личной собственности погибших;
7) оказание содействия (по мере необходимости) полномочным органам по расследованию авиационных происшествий;
8) удаление и утилизация обломков и т.д.
i) Средства массовой информации. От того, как компания взаимодействует со средствами массовой информации, может зависеть, насколько успешно она оправится от этого события.
1) какая информация защищена законодательными актами (данные FDR, записи CVR и записи переговоров с УВД, заявления свидетелей и т.д.);
2) кто может выступать от имени головной организации в штаб-квартире и на месте происшествия (ответственный за связь с общественностью, высшее должностное лицо или другой член старшего руководства, руководитель, владелец);
3) подготовленные заявления для оперативного ответа на вопросы СМИ;
4) какую информацию можно (или нельзя) публиковать;
5) определение срока выпуска и содержания предварительного заявления компании;
6) обеспечение регулярного обновления информации для СМИ.
j) Официальные расследования. Персоналу компании, который будет поддерживать связь с государственной комиссией по расследованию и полицией, необходимо дать соответствующие указания.
k) Помощь семьям. ПМАО должен также включать инструктивные указания относительно подхода организации к оказанию помощи семьям пострадавших в авиационном происшествии (членов экипажа и пассажиров). Упомянутые инструктивные указания могут включать:
1) государственные требования в отношении предоставления помощи семьям;
2) условия проезда и размещения для посещения места происшествия;
3) фамилию координатора программы и указание контактного пункта(ов) для пострадавших и клиентов;
4) предоставление последней имеющейся информации;
5) временную помощь пострадавшим и их семьям.
Примечание. Циркуляр 285 ИКАО "Инструктивный материал о помощи пострадавшим в авиационном происшествии и их семьям" предоставляет дополнительные указания по этому вопросу.
l) Анализ после происшествия. Следует также включить указания, предусматривающие проведение ключевым персоналом после происшествия всестороннего разбора событий и документирование всех важных уроков, извлеченных из происшествия, в результате чего могут быть внесены изменения в ПМАО и соответствующие процедуры.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей