Телематические транспортные и информационные системы

Отсутствие современных навигационно-телематических чипсетов и модулей.

Сейчас цепочка создания и оказания сервисов на базе ГЛОНАСС содержит импортные элементы в части наземной ЭКБ, которые не позволяют гарантировано оказывать эти сервисы, поэтому невозможно продвигать ГЛОНАСС на зарубежные рынки как реальную альтернативу GPS. Технические особенности многих существующих чипсетов не позволяют одновременно принимать сигналы ГЛОНАСС и Beidou, и разработчик конечного решения должен выбрать одну из систем, что с учетом развития автомобильной промышленности Китая и их доли рынка в мировом масштабе в итоге приведет к вымыванию с международного рынка систем с использованием доступа к ГЛОНАСС и локализации технологии в рамках страны.

Отсутствие единой базы данных.

Российский рынок транспортных телематических систем сильно фрагментирован. Информация дублируется с одной стороны и недоступна для использования всеми участниками экосистемы с другой. Создание единой платформы, агрегирующей информацию различных систем, с недискриминационным доступом к данным поможет развитию сервисов на основе данных, обеспечит большую прозрачность и безопасность операций на рынке, способствуя повышению доверия.

Отсутствие специализированных территорий для тестирования беспилотных транспортных средств.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует необходимая инфраструктура (в том числе специализированные полигоны) для организации полноценного цикла проведения испытаний беспилотных автомобилей. Опыт других стран показывает необходимость тестирования технологий до выпуска подобных автомобилей на дороги общего пользования в рамках полигонов, воссоздающих полноценную экосистему дорожного движения. Кроме того, создание подобных полигонов может стать тестовой площадкой для производителей других стран, что дополнительно будет способствовать развитию технологий беспилотного вождения.

Недостаточное количество кадров требуемой квалификации.

Также к ограничениям в части инфраструктуры относится недостаток высокопрофессиональных кадров, прежде всего инженеров в области робототехники и мехатроники. Значительным ограничением является недостаточная осведомленность широкого круга специалистов и пользователей о возможностях, предоставляемых новыми киберфизическими решениями.

В настоящее время в Российской Федерации при наличии безработицы есть дефицит кадров. Согласно данным Росстата, занятость в стране растет, но в сфере услуг, а не промышленном секторе <50>. Основная проблема заключается в недостаточном количестве специалистов нужной квалификации и программ подготовки кадров по новым специальностям. Более 50% работодателей в Российской Федерации уже сегодня считают нехватку компетенции работников препятствием для роста бизнеса. В ближайшие три - пять лет работодатели будут испытывать и количественный, и качественный кадровый голод. В ближайшие 3 - 5 лет при отсутствии должного взаимодействия работодателей и образовательных организаций высшего образования проблема только усилится.

--------------------------------

<50> https://www.kommersant.ru/doc/3155380.

Непрозрачность рынка автотранспортных сервисов, высокая доля "серого" бизнеса.

Несмотря на существенную долю в структуре транспортных перевозок, именно пригородное и междугороднее сообщение автомобильным транспортом долгое время оставалось крайне непрозрачным. Рынок был представлен тысячами разрозненных игроков это перевозчики и транспортные компании (по данным Росстата, 74,2% организаций отрасли имеют частную форму собственности).

Примерно 1/3 автобусного парка в России находится во владении частных лиц. Билеты продаются в большинстве случаев только в кассе или у водителя, а зачастую оплата происходит вообще без выдачи билетов. Согласно оценкам аналитиков, количество нелегальных маршрутных средств может превышать легальные в 4 раза. Легковое такси в структуре междугородних и пригородных перевозок практически не заметно, тем не менее, новые цифровые сервисы оказали существенное влияние и на этот сегмент рынка пассажироперевозок. Так, по оценкам игроков рынка по выходу на рынок агрегаторов услуг, количество нелегальных такси сократилось с 80% до 30%. С одной стороны, агрегаторы предоставляют лучший доступ к клиентской базе, что позволяет водителям получить большее количество заказов, с другой стороны, пассажирам легче осуществить заказ, пользуясь приложением в смартфоне. Возможность увидеть информацию о водителе и изучить отзывы других пассажиров повышает уровень доверия к сервису.

Аналогичная ситуация существует рынке обслуживания автомобилей. Из более чем 50 тысяч компаний, связанных с техническим обслуживанием и ремонтов автомобилей только 9% официальные дилеры <51>. Согласно подсчетам Минэкономики, половина рынка автозапчастей и компонентов является контрафактом <52>. Внедрение ИТ-платформ, агрегирующих информацию об автомобилях, их техническом состоянии и обслуживании помогло бы сделать рынок более прозрачным и безопасным как для бизнеса, так и для клиентов.

--------------------------------

<51> Автосервисы: игра на выбывание. Алексей Грамматчиков "Expert Online" 2016.

<52> Государство погонится за серым. "Коммерсант", Апрель 2017.