OS для Connected Car/роботизированного и автономного транспорта

OS для Connected Car/роботизированного

и автономного транспорта

"Присоединенные" ("Connected"), а в перспективе автономные и роботизированные автомобили с четвертым и пятым уровнем автоматизации оснащены основными датчиками для автономного движения, такими как LiDAR, радар, камеры, система глобального позиционирования (GPS), и инерционные датчики, используют данные дополнительных датчиков, данные промежуточного программного обеспечения (middleware), а также других компонентов, реализующих управляющие алгоритмы. Это накладывает на операционную систему, используемую в таких транспортных средствах очень жесткие требования по обработке данных, полученных от датчиков в реальном времени, а также записывает и воспроизводит данные в автономном режиме для разработки функций и тестирования. Автономный автомобиль использует централизованное принятие решений, имеет отказоустойчивость в оперативных случаях использования и должен работать с возможностью реализации тройной избыточности схемы управления. Дополнительные требования также лежат в области обеспечения информационной безопасности.

В сфере производства автоматизированных и автономных автомобилей, а в особенности в области разработки технологий и систем предоставления услуг на базе таких автомобилей, у российских производителей есть существенные конкурентные преимущества перед зарубежными. Так, российские разработчики изначально были ориентированы на неидеальные транспортные условия и широкий диапазон погодно-климатических условий и в России с советских времен сильна школа в области построения алгоритмов обработки данных. Кроме того, в России можно оперативное, нежели в странах ЕС, выбрать пилотный регион для апробации автономных транспортных средств.

Первые шаги для формирования научно-технического задела в области разработки российской операционной системы реального времени уже сделаны. К 2018 году будет сформировано сообщество разработчиков открытого ПО (Open Source) для автономных транспортных средств. Сотрудникам образовательных организаций высшего образования будет обеспечен доступ к открытым библиотекам для тестирования разработанных ими приложений и сформирована сеть соответствующих испытательных лабораторий. Кроме того, планируется сформировать специальные образовательные программы в области автономных автомобилей и разработать соответствующие профессиональные стандарты.

По информации компании "Лаборатория Касперского" завершила разработку безопасной операционной системы KasperskyOS, предназначенной для использования в критически важных инфраструктурах и устройствах. Решение может поставляться в качестве предустановленного программного обеспечения на различных типах оборудования, применяемого в индустриальных, корпоративных сетях, а также в автомобильных компонентах, так и как бортовые телематические терминалы, головные устройства и коммуникационные шлюзы. "Лаборатория Касперского" разрабатывала безопасную операционную систему с нуля. В силу своей архитектуры и предназначения KasperskyOS гарантирует высокий уровень информационной безопасности. Основной принцип работы безопасной ОС сводится к правилу "запрещено все, что не разрешено". Это помогает исключить возможность эксплуатирования как уже известных уязвимостей, так и тех, что будут обнаружены в будущем. При этом система крайне гибкая, и все политики безопасности, в том числе запреты на выполнение определенных процессов и действий, настраиваются в соответствии с потребностями целевого применения операционной системы. Любые коммуникации между программными модулями KasperskyOS гарантированно проходят через системное микроядро, которое содержит средства вычисления вердиктов безопасности в соответствии с заданной политикой безопасности, разрешающими или запрещающими каждое конкретное действие со стороны приложения.