Грузоперевозки и экспедиторские услуги

Большинство новых игроков на рынке - технологические стартапы, использующие новые прорывные технологии такие, как "блокчейн", аналитика данных, агрегационные платформы. Особо эффективно новые бизнес-модели работают при решении вопроса "последний мили", поскольку позволяют агрегировать локальных игроков в глобальную сеть поставок. Внедрение новых бизнес-моделей способствует улучшению эффективности перевозок и повышению прозрачности бизнес-процессов, что в целом способствует повышению доверия клиентов к транспортно-логистическим компаниям.

В 2016 году компания Uber Technologies анонсировала запуск нового сервиса для грузоперевозок Uber Freight. Он создан на основе маркетплейса для водителей и заказчиков грузоперевозок, который делала компания Otto параллельно с разработкой самоуправляемых грузовиков. Однако на американском рынке она не стала первой. Стартап Lugg предлагает перевезти по городу все, что поместится в кузов пикапа или небольшого грузовика. Стартап Cargomatic занялся доставкой грузов на малые расстояния с частичной загруженностью транспорта, постепенно расширяя географию. Еще один стартап, Otto, недавно приобретенный Uber Technologies, занялся разработкой оборудования для беспилотных грузовиков.

Привлекательность бизнес-модели по принципу Uber в сегменте грузоперевозок подтверждается инвестициями, которые привлекают стартапы. Нью-йоркская компания Transfix, разработавшая мобильное приложение для связи грузоотправителей с водителями, за два раунда привлекла 36 млн. долл., компания uShip привлекла 25 млн. долл. за три раунда инвестирования, стартапу Convoy удалось привлечь в общей сложности 80 млн. долл. инвестиций.

В России также уже представлено несколько онлайн-сервисов по заказу грузовых автомобильных перевозок, однако уровень инвестиций в российские компании пока существенно ниже и недостаточен для построения полноценной федеральной транспортно-логистической сети мирового уровня.

Это направление бизнеса в России еще только вступает в активную фазу развития, но необходимость в них уже есть. Многие эксперты считают, что подобные сервисы позволят консолидировать качественных перевозчиков, ведь ниш на рынке пока много <42>. Так, российский стартап "Везет всем" в основном обслуживает сегмент B2C: 60% заказов приходится на перевозку автомобилей, мебели и бытовой техники. Сервис работает по аукционной модели на понижение: заказчик вносит предоплату, а далее зарегистрированные перевозчики предлагают сумму, за которую готовы выполнить заказ. За 2015 год сервис заработал 500 млн. руб., а в январе 2016 года приобрел своего конкурента "Перевези.РФ". В настоящее время на сайте компании зарегистрировано более 170 тыс. перевозчиков и размещено свыше 6 тыс. заказов.

--------------------------------

<42> Источник: РБК + Транспортная логистика (выпуск 18 апреля 2017 г.).

Другой российский стартап - iCanDeliver - сосредоточился на сфере B2B, которая занимает львиную долю всех перевозок в России. Он был запущен в 2015 году и получил 5 млн. долл. на развитие и международную экспансию от фондов A&NN Group Александра Мамута и Amereus Group Максима Воробьева. Целью сервиса является оптимизация транспортных потоков и упрощение процесса оформления перевозок, благодаря чему грузоотправитель получает услугу по более низкой цене. Перевозчики, в свою очередь, смогут увеличить заработки благодаря тому, что грузовики будут меньше простаивать. iCanDeliver несет юридическую и финансовую ответственность не только за груз, но и за сам логистический сервис в том случае, если, например, машина опоздала или сломалась. В Данном случае модель ведения бизнеса очень похожа на "Яндекс.Такси": заказчик платит сервису необходимую сумму, которая рассчитывается в автоматическом режиме, после чего система сама расплачивается с водителем. Чем эффективнее перевозка, тем большая сумма останется у iCanDeliver. При этом если доставка оказалась неэффективной и затраты превысили предварительные расчеты, то iCanDeliver покроет риски. Сейчас в системе зарегистрировано около 20 тыс. грузоперевозчиков, прошедших серьезную проверку, и несколько сотен компаний-отправителей: от мелких, которым нужно перевезти две "ГАЗели", до крупных европейских и транснациональных.

У еще одного российского сервиса GoCargo, тоже ориентирующегося на B2B, иная бизнес-модель. Он разработан вторым по величине российским продовольственным ритейлером X5 Retail Group. С его помощью торговые сети "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель" смогут быстро размещать заказы для сторонних перевозчиков, а это примерно треть от всего грузооборота компании. В перспективе сервисом смогут пользоваться и сторонние грузоотправители, зарегистрированные в системе и прошедшие проверку службы безопасности X5 Retail Group. В основе предоставляемого сервиса лежит алгоритм, подбирающий грузы с учетом их объема, веса, температурного режима, сроков доставки, а также мест погрузки и стоянки транспорта. Помимо посреднических услуг GoCargo помогает с открытием ИП, арендой или покупкой грузовика, налоговой отчетностью и подключением к "Платону", а также предоставляет скидки на топливо и сервисное обслуживание.