Беспилотные автомобили и автомобили высокой степени автоматизации

Беспилотные автомобили и автомобили высокой

степени автоматизации

В зависимости от степени вовлеченности водителя в управление автомобилем, существует классификация уровней автономности автомобилей. ABI Research в своем исследовании предлагает самую простую систему, состоящую всего из 3 уровней: помощник, "второй пилот" и робот. Однако, наиболее распространенной является система, разработанная международным сообществом автомобильных инженеров (SAE J3016) <19> в 2014 году и определяющая 6 уровней автономности. В основу классификации положены выполнение функций руления, торможения/ускорения, мониторинга окружающей среды и управление транспортным средством на основе полученной информации.

--------------------------------

<19> SAE J3016. Taxonomy and definitions for terms related to on-road motor vehicle automated driving systems. Warrendale: Society of Automotive Engineers; 2014.

К нулевой категории (SAE0) относятся транспортные средства, в которых управление осуществляется исключительно водителем. Однако, автомобили, оснащенные системами оповещения, такими, как, например, датчики парковки, также в этой категории, поскольку это пассивные элементы.

Наличие адаптивного круиз-контроля позволяет отнести автомобиль к первому уровню (SAE1). В эту категорию попадает большинство существующих электронных систем в современных автомобилях. Например, системы экстренного торможения или электронного контроля устойчивости. Тем не менее, такое активное управление как нажатие на газ и тормоз осуществляется водителем. Кроме этого, каждая из функций при наличии нескольких выполняется самостоятельно, не являясь интегрированной с другими.

Автопилоты в автомобилях, например, таких производителей как Tesla, Mercedes-Benz, BMW и Volvo, относятся ко второму уровню автономности (SAE2). Такие автомобили могут держаться в пределах своей полосы, избегать столкновения при помощи торможения и рулежки, искать место для парковки и парковаться, регулировать свою скорость в зависимости от интенсивности движения, в том числе до полной остановки и перестраиваться по требованию водителя. Водитель при этом продолжает осуществлять мониторинг окружающей среды и обязан экстренно реагировать, перехватив управление в случае опасности или нестандартной ситуации. При повороте руля или нажатии на педаль тормоза автопилот отключается и автомобиль переходит под управление водителя. Включить систему может только водитель.

Audi A7, на тестирование которой в Нью-Йорке в апреле 2017 года было выдано разрешение, относится к 3-му уровню (SAE3). Разрешенная скорость передвижения составляет не более 60 км/ч в дорожном потоке. При этом в автомобиле постоянно будут находиться два обученных инженера - за рулем и на заднем сиденье, которые в случае экстренной ситуации перехватят управление на себя и в целом будут обеспечивать безопасность во время движения. Производители предполагают, что на дорогах Европы этот автомобиль можно будет увидеть уже в 2018 - 2019 гг.

На 4-м уровне (SAE4) автомобиль, например, такой как Google/Waymo, может управляться человеком, но это не всегда нужно. Беспилотник может ездить полностью самостоятельно, но в случае нестандартной ситуации управление передается водителю. Подобные автомобили могут появиться уже в 2018 - 2019 гг., согласно заявлениям автопроизводителей. Тестирование подобных автомобилей на улицах общего пользования разрешено проводить в ряде штатов США.

На 5-м уровне (SAE5) наличие водителя уже необязательно. Автомобиль полностью управляется автоматически, не передавая управление человеку ни в какой ситуации. Большая часть основных автопроизводителей планирует представить полностью автономные автомобили в 2020 - 2021 году, однако, исследователи справедливо отмечают, что, маловероятно увидеть массовые продажи автомобилей высокой степени автономности до 2025 года, тем не менее, ряд автопроизводителей планирует к этому времени запустить транспортные сервисы на основе совместного использования беспилотных автомобилей и шаттлов.

Таким образом, можно с большой долей уверенности предположить, что пик развития технологий автономности придется на 2020 - 2030 гг. Наиболее быстрое развитие технологий автономного вождения можно ожидать в сегментах люксовых персональных автомобилей, общественного транспорта, а также караванного вождения при перевозке грузов.

Тестовые испытания полностью беспилотных автобусов емкостью 8 - 12 человек уже прошли на улицах ряда городов таких стран, как США, Финляндия, Франция, Англия и Австралия. После успешного тестирования беспилотного автобуса Easymile EZ-10 в августе 2016 году в Хельсинки планируют запустить линию беспилотных автобусов RoboBusLine до конца 2017 года. Данный проект проводится в рамках европейской проекта трансформации городской среды mySMARTLife программы Horizont 2020. Кроме Хельсинки, в программе участвуют Нант (Франция) и Гамбург (Германия). В дальнейшем программы планируется масштабировать еще на 4 города <20>. Эта же компания (Easymile) в августе 2017 года запустила тестовый беспилотный автобус в Таллине. Navya North America прогнозирует, что до конца 2018 в США уже будет использоваться не менее 50 беспилотных пригородных автобусов.

--------------------------------

<20> https://mysmartlife.eu/mysmartlife/.

В России разработкой беспилотного автобуса занимается компания "Волгабас". Тестовая версия полностью беспилотного автобуса (проект Matreshka), по заявлению производителя, будет готова до конца 2017 года. Прототип автобуса был представлен в Сколково в конце 2016 года. Однако его тестирование будет проходить на закрытой территории (там же, в Сколково).