Системы для обеспечения пассажирских перевозок

Основные услуги пассажирских перевозок:

1) мониторинг. Комплексное наблюдение и оценка состояния пассажирских транспортных средств предприятия. Фиксация отклонения от маршрута по времени;

2) планирование. Планируется несколько показателей, среди которых состав экипажа, маршрут и время выхода из парка. Реализация нескольких уровней: долгосрочное (3 месяца), краткосрочное (1 сутки) и оперативное (на текущий рабочий день);

3) анализ. Автоматизация процесса сбора и обработки аналитических данных по интересующим показателям работы автопарка предприятия. Подготовка отраслевых отчетов. Документальное сопровождение процесса исполнения движения по маршрутам;

4) учет. Автоматизированный сбор, измерение и хранение информации, как по конкретному ТС, так и по их группе, за определенный промежуток времени. Ведение классификаторов и нормативно-справочной информации (НСИ) по предприятиям. Учет выполнения рейсов по маршрутам;

5) контроль. Контроль выполнения транспортной работы, маршрутных заданий. Контроль режима труда и отдыха водительского состава. Базовый контроль безопасности движения;

6) оперативное управление. Оперативное управление и диспетчеризация ТС в режиме реального времени с учетом факторов текущей ситуации в целях соблюдения графиков работ и выполнения производственной программы всего парка на маршрутах. В случае критического сбоя в работе маршрута программа рассчитывает корректировки;

7) информирование и предоставление пассажирам информации:

а) о схемах маршрутной сети, расписании движения общественного транспорта, обслуживающих предприятиях;

б) о движении транспортных средств по маршруту в реальном режиме времени;

в) об оптимальных маршрутах передвижения с использованием общественного транспорта;

г) о возникновении нештатных ситуаций и изменениях в режимах работы транспорта и т.п.;

8) передача мониторинговой информации перевозчиков в автоматизированные центры контроля и надзора (АЦКН) Ространснадзора.

Системы мониторинга транспорта для пассажирских перевозок являются наиболее сложными отраслевыми системами. Требования к таким системам вышли далеко за рамки стандартного мониторинга. По своей сути это системы уровня или с элементами интеллектуальных систем управления города/региона и это значительная часть интеллектуальной системы управления транспортом. Пользователи и потребители СМТ для пассажирских перевозок находятся на всех уровнях:

1) административные власти города/региона - услуги статистической информации и оперативного управления транспортных потоков и транспортной ситуацией в целом;

2) органы правопорядка и структуры МЧС - услуги оперативной информации о правонарушениях и чрезвычайных происшествий, услуги контроля и управления транспорта при различных происшествиях;

3) автотранспортные предприятия - оперативная, статистическая информация и прямое управление автопарками пассажирских перевозок;

4) пассажиры - информация о работе транспорта и нештатных ситуациях.

В связи с вышесказанным требования и сложность продуктов не позволяют большей части игроков рынка предоставлять значимые решения.

Среди значимых решений следует отметить 2 компании, которые являются лидерами рынка пассажирских перевозок:

а) ЗАО "НПП "Транснавигация";

б) ГК "Спейс Тим".