Интеллектуальная городская мобильность

Лидером европейского рынка агрегации такси является израильская компания Gett, операции которой сосредоточены в более чем 100 городах Великобритании, Израиля и России. На рынок США компания вышла в 2016 году путем покупки оперирующего в Нью-Йорке сервиса Juno. Согласно Business Insider, годовой доход компании в 2016 году составил 500 млн. долларов. В компанию уже было инвестировано более 600 млн. долларов, половина из которых обеспечена сделкой с Vokswagen в мае 2016 года.

Наиболее известной компанией, предоставляющей возможность заказа попутного автомобиля через интернет является Uber. Его часто принимают за сервис агрегации услуг такси, однако, данная платформа позиционирует себя как сервис, который дает возможность непрофессиональным водителям подработать в свободное от основной деятельности время. Популярность сервиса настолько высока, что его название стало нарицательным для данной бизнес-модели, а количество городов, в которых представлен сервис выросло за период 2014 - 2016 более чем в 4 раза. Сервис заработал в 2009 году, и уже сейчас он охватывает более 8 млн. пассажиров и более 1 млн. водителей по всему миру.

Uber активно сотрудничает с автопроизводителями в области развития автономных автомобилей и в настоящее время компания проводит тесты в трех штатах США. Объем заказов компании в 2016 году вырос на 126%, составив примерно 20 млрд. долларов. Выручка при этом составила 6,5 млрд. долларов, а чистый убыток с учетом коррекции после продажи китайского направления своему конкуренту DiDi составил 2,8 млрд. долларов <46>.

--------------------------------

<46> https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-04-14/embattled-uber-reports-strong-sales-growth-as-losses-continue.

Крупнейший конкурент Uber, лидер китайского рынка и компания "номер два" в мире - Didi Chuxing, выручка которой по оценкам экспертов составляет около 3 млрд. долларов, обслуживает более 300 млн. клиентов в 400 городах Китая. Компания также не ограничивается услугами агрегации такси, а предоставляет другие сервисы городской мобильности, включая ride-sharing, аренду автомобилей и др. Инвесторами проекта являются такие крупные ИТ-компании как Tencent, Apple, Alibaba, а также банки - SoftBank, China Merchants Bank Co. и Bank of Communications Co. Компания имеет долгосрочное партнерское соглашение с автоконцерном Vokswagen и планирует выход на другие рынки, в том числе США, Сингапур, Индию и Бразилию.

Третьим номером в глобальном масштабе является Lyft также географически ограниченный одной страной - США. Его выручка в 2016 году составила примерно 700 млн. долларов. Заинтересованность Lyft в разработке автономных автомобилей выражается в партнерстве с Waymo и General Motors. Тестирование с Waymo проводилось в начале 2017 года, а в 2018 году планируется проводить тесты совместно с General Motors.

Из российских игроков стоит отметить Яндекс.Такси, выручка которого в 2016 году выросла в 2,4 раза, достигнув 2,3 млрд. рублей (примерно 35 млн. долларов). По оценкам UBS, выручка компании в 2017 году может удвоиться до уровня 4 млрд. рублей. Через "Яндекс.Такси" в конце 2016 года в среднем совершалось до 500 тыс. поездок в сутки. В 2016 году компания приняла решение о выходе на международный рынок, начав с Белоруссии.

В июле 2017 Uber и "Яндекс" приняли решение объединить свои бизнесы по онлайн-заказу поездок в России, а также в Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии и Казахстане с амбициозной целью: создать "персональный общественный транспорт" как альтернативу личному автомобилю, автобусам или метро. Для этого планируется организовать новую компанию. При этом сервис будет доступен с обоих приложений. Uber и "Яндекс" приняли решение инвестировать в новую компанию 225 и 100 млн. долларов соответственно. На 59,3% компания будет принадлежать Яндексу, на 36,6% - "Уберу", а на 4,1% - сотрудникам объединенной компании.

Их объединенная платформа, согласно пресс-релизу <47>, это:

а) 127 городов в 6 странах;

б) 35 млн. поездок в месяц;

в) 7,9 млрд. рублей - суммарная стоимость поездок в месяц.

--------------------------------

<47> https://yandex.ru/blog/company/130717.

Еще одним крупным игроком на российском рынке является компания Fasten (бренды "Такси Сатурн" и RedTaxi), которая в мае объединилась с RuTaxi (владелец брендов "Везет" и "Лидер"). В рамках объединенной компании ежедневно совершается примерно 1,2 - 1,3 млн. поездок в сутки. Созданная в результате сделки компания планирует увеличить число обслуживаемых заказов до 1,5 млн. в день. Инвестиции в новую компанию составили 100 млн. долларов. Компания планирует привлечь еще 200 млн. долларов. Часть денег будет потрачена на развитие бизнеса в СНГ. В настоящий момент объединенная компания работает в России и Казахстане. В 2015 году Fasten вышел на рынок США в Бостоне, составив конкуренцию Uber и Lyft. В отличие от местных компаний Fasten берет не 20 - 25% стоимости заказа, а лишь 0,99 центов, что привлекает водителей. Уже в течение первого года клиенты компании совершили более 3 млн. поездок.

Ежедневное количество поездок регионального игрока "Максим" составляет примерно 800 тыс. в день. До объединения Fasten и RuTaxi это был крупнейший агрегатор. У компании также есть приложение, однако доля заказов через приложение пока составляет не более 10%.

Кроме локальных игроков в России представлены международные Uber и Gett, однако их доля рынка с учетом ориентации на крупные города в целом по России невелика. Так, в 2016 году суточное количество поездок в Uber составляло 150 - 170 тыс., в Gett - 150 тыс.

Самый популярный в мире оператор сервиса поиска попутчиков BlaBlaCar осуществил выход на российский рынок через покупку украинского сервиса "Подорожники", основанного в 2010 году в Киеве. Подобные сервисы больше рассчитаны на междугородние поездки и среднее расстояние составляет 300 - 400 км, тем не менее, востребованы поездки и в ближние города.

Mail Group запустил в начале 2017 года российский аналог сервиса - Beepcar.ru. Его основное преимущество - наличие страховки от группы "АльфаСтрахование" <48>. Также в этом сегменте рынка в России представлены сервисы Boombilla (Booking.com), Поедемвместе.ру, TipTopCar и др.

--------------------------------

<48> https://beepcar.ru/insurance.

Основными игроками рынка car-sharing на глобальном уровне являются Car2go, Zipcar, Autolib, DriveNow, GoGet, Getaround, Mobility Carsharing, Orix, RelayRides, WhipCar, Zoomcar и др. Часть компаний являются подразделениями крупных автопроизводителей, либо созданы при их участии. Например, Car2Go (2 млн. пользователей) вырос из корпоративного технологического стартапа концерна Daimler в рамках развития направления "автомобиль как сервис". Car2go сегодня присутствует в 31 городе девяти стран и оперирует почти 15 тыс. городских автомобилей smart. DriveNow (0,5 млн. пользователей) является совместным предприятием BMW и Sixt, Maven - сервис, запущенный GM в 2016 году совместно с Uber, EV Card - сервис поминутной аренды электромобилей, запущенный SAIC (51%) совместно с районной администрацией Цзядин Шанхай.

Проект "Московский каршеринг" был запущен при поддержке правительства Москвы в 2015 году. Сейчас в городе работают 6 компаний-операторов каршеринга: YouDrive, Делимобиль, Anytime, Car5 и BelkaCar, Lifcar.