Система "Платон"

В ноябре 2015 г. в Российской Федерации введена в промышленную эксплуатацию Система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - СВП, ТС).

СВП предназначена для обеспечения сбора, обработки, хранения и передачи в автоматическом режиме данных о движении ТС по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Целью создания СВП является взимание платы в счет возмещения вреда, причиняемого ТС автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, с владельцев транспортных средств (ТС).

СВП создана с использованием следующих базовых принципов:

а) взимание платы в режиме многополосного безостановочного движения;

б) позиционирование ТС на федеральных дорогах осуществляется с использованием бортового устройства, устанавливаемого в кабине ТС, с функцией приема сигнала ГЛОНАСС/GPS;

в) размер Платы определяется в зависимости от фактически пройденного ТС расстояния;

г) использование нескольких степеней контроля за оплатой и перемещением ТС.

СВП принята в эксплуатацию в следующем составе:

а) бортовые Устройства СВП (далее - БУ), устанавливаемые на ТС для определения их местонахождения (маршрута движения) в целях расчета платы и работающие на основе технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в количестве 200 000 ед.;

б) здание центра управления и мониторинга в г. Тверь, в котором размещается основной центр обработки данных (далее - ОЦОД), ситуационный центр, центр контроля нарушений и центр информационной поддержки пользователей;

в) резервный центр обработки данных (г. Самара);

г) Система Стационарного Контроля в количестве 20 рамных конструкций (далее - РК ССК), оснащенных оборудованием контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в части внесения Платы;

д) система Мобильного Контроля (СМК) в количестве 100 автомобилей, оснащенных оборудованием контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в части внесения Платы;

е) 138 центров информационной поддержки пользователей с персоналом и 96 центров информационной поддержки пользователей без персонала, размещенных в административных центрах субъектов Российской Федерации, а также в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

ж) интернет-сайт и Колл-центр.

Внесение Платы в рамках СВП возможно, как с использованием БУ, так и путем покупки разовой маршрутной карты для следования по самостоятельно определяемому владельцем ТС маршруту. Порядок взимания платы и ее размеры определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 504 с последующими изменениями (постановление от 18 мая 2015 г. N 474, постановление от 3 ноября 2015 г. N 1191, постановлением от 15 апреля 2016 г. N 310).

Согласно данным Концессионера количество списаний денежных средств с лицевых счетов ТС с целью внесения Платы с помощью БУ примерно в два раза больше количества списаний путем оформления и покупки маршрутных карт. Использование БУ для внесения платы наиболее характерно для крупных перевозчиков. Кроме того, реализация Концессионером в СВП с апреля 2016 г. возможности постоплаты делает использование БУ еще более привлекательным для владельцев ТС.

В настоящее время СВП находится на стадии модернизации, предусматривающей поэтапное увеличение к июню 2017 года количества РК ССК до 481 ед. и увеличение количества БУ до 2 млн. ед.

БУ СВП реализовано по модели так называемого "тонкого клиента", предусматривающей измерение пути ТС и расчет Платы в ОЦОД СВП за счет обработки данных о местоположении ТС, передаваемых от БУ.

Измерение фактически пройденного пути ТС происходит не в БУ, а в ОЦОД. Несмотря на то, что в БУ не происходит непосредственного измерения пути ТС, оно отнесено к категории средств измерений, поскольку передаваемые БУ данные о местоположении ТС, наряду с информацией об участках автомобильных федерального значения, образующих граф дорог, используются для измерения пути ТС.

БУ проходят процедуру первичной поверки при их производстве на предприятии-изготовителе. Межповерочный интервал для БУ составляет 3 года. В соответствии с требованиями Концессионного соглашения срок службы БУ также равен 3 годам.