Телематические транспортные и информационные системы

Развитие системы ГЛОНАСС позволило обеспечить России и странам-союзникам навигационный суверенитет, способствовало формированию национального навигационного рынка, а также быстрому росту смежных рынков, таких как страховая телематика или точное земледелие.

Согласно новому исследованию EY <59>, более 40% легковых автомобилей в России уже имеют устройство телематики без учета смартфона и системы экстренного оповещения ЭРА Глонасс. 12% ТС имеют два и более устройства. Наиболее популярные устройства - GSM сигнализация, адаптеры и штатная бортовая система. По количеству подключений грузовой транспорт находится на первом месте в мире, проникновение приближается к 100%.

--------------------------------

<59> "CarData is the new Oil" Транспортная телематика в РФ, Emst&Young, 2017.

Катализаторами для развития российского рынка транспортной телематики могут стать создание общей платформы с недискриминационным доступом к данным, унификация законодательных требований к устройствам, интеграция телематики с данными об истории авто, стандартизация данных и условий доступа контроля их качества и использования, реформа ОСАГО для возможности использования телематики, развитие розничной сети по установке и обслуживанию устройств для вторичного рынка.

Сейчас российская технологическая продукция занимает около 2% мирового рынка <60>. Этот факт оказывает серьезное влияние на уровень нашей конкурентоспособности не только на мировом, но и на собственном российском рынке. Ресурсы глобальных игроков позволяют оказывать давление на внутренние рынки различных стран, фактически не оставляя шансов на конкуренцию и выживание для компаний, замкнутых в национальных границах. Согласно результатам исследования, проведенного аналитическим агентством "АВТОСТАТ", наибольшая доля продаж новых легковых автомобилей в нашей стране приходится на иномарки российской сборки. Так, по итогам четырех месяцев 2017 года их рыночная доля достигла 60%. При этом еще в 2010 году данный показатель составлял только 33%. Рыночная доля отечественных брендов, к которым относятся LADA и УАЗ, за отчетный период составила 22% от общих продаж. Если сравнивать с 2010 годом, то тогда они занимали 32% рынка.

--------------------------------

<60> Воспитание чемпионов: как России выйти на глобальный рынок инноваций. Е. Кузнецов, РБК, Январь 2017.

Масштаб российского автомобильного рынка недостаточен в настоящее время, чтобы разрабатывать и внедрять технологии российские технологии автономного вождения. Количество легковых и легких коммерческих автомобилей, проданных в 2016 году в России, составило 1,6 млн. автомобилей. Из них Лада 266 тыс., УАЗ 48,8 тыс., ГАЗ (легк. ком) 55,8 тыс. и 60% иномарок, собранных в России. При этом если сравнивать с базой ведущих игроков рынка технологий автономных автомобилей, корпорация Ford продала 6.6 млн. автомобилей, GM, VW и Toyota более 10 млн. каждый. При этом размер инвестиций в развитие направления, например, компании Ford 2016 году составил почти 2 млрд, долларов США (покупка стартапа Argo AI, инвестиции в развитие собственного подразделения разработчиков технологий беспилотного вождения).

Возможным инструментом реализации инноваций для России может стать трансфер технологий, поскольку приобрести существующую и работающую технологию выгодней, чем разработать собственную, особенно с учетом отставания в сфере развития беспилотного транспорта. Трансфер технологий на данном этапе обеспечит трамплин для последующего роста и развития сервисов на базе этих технологий.

С учетом того, что рынок информационных технологий развивается в РФ значительно более быстрыми темпами, чем другие наукоемкие отрасли, именно поддержка ИТ-технологий является наиболее перспективным способом трансформации Российской Федерации в экспортера наукоемкой продукции в этом сегменте.