Транспортно-логистические услуги

В настоящее время российский рынок транспортно-логистических услуг находится в состоянии формирования и развития. Темпы роста довольно неплохие и стабильны по сравнению с мировым рынком, однако ниже, чем в странах-лидерах - США и Китае. По сравнению с мировым рынком существует отставание, связанное с существованием значительных препятствий развития. Такими препятствиями являются: высокий уровень логистических издержек, непрозрачность рынка, усиливающаяся конкуренция со стороны иностранных компаний, высокий уровень затрат на начало деятельности или перехода в другой сегмент деятельности.

На протяжении уже нескольких лет под эгидой Всемирного банка проводится оценка эффективности логистики в разных странах на основе индекса - Logistic Performance Index (LPI) и его составляющих (субиндексов). Для каждой страны LPI рассчитывается на основе информации полученной путем анкетирования крупнейших международных логистических компаний. Сегодня Россия не просто отстает по уровню развития логистики от развитых мировых стран, но и теряет позиции, находясь на 99-е месте из 160 (90 в 2014 году) в общем списке позиционирования стран. LPI России в 2014 году, по версии Мирового банка - 2,57 (2,69 в 2014 году). Для сравнения, индекс LPI такого мирового лидера по оказанию логистических услуг как Германия составляет 4,23, США - 3,99, Китая - 3,66 <61>.

--------------------------------

<61> International LPI (Logistics Performance Index) Global Ranking 2007 - 2016, The World Bank.

В России большая часть услуг в сфере перевозок, хранения грузов, а также управления запасами и цепочками поставок, выполняется собственными силами предприятий-товаропроизводителей, дистрибьюторов или ритейлеров, на что указывает достаточно низкая доля логистического аутсорсинга (38% против 81% в США). Лишь единицы компаний занимают уровень 3PL, и их доля составляет всего 0,6% <62>. В России наиболее распространены операторы уровня 2PL, которые лишь осуществляют перевозку товара из одной точки в другую согласно определенному заказчиком маршруту, что существенно ограничивает территорию и масштаб предоставления услуг как отдельными компаниями, так и отраслью в целом. Также из-за низкого уровня доверия в бизнес-среде компании, зависящие от качества поставок и хранения товара, предпочитают самостоятельно управлять всем, что связано с этими процессами (уровень 1PL). Например, автопарк лидера российского рынка перевозок сборных грузов "Деловые Линии" составляет порядка 3,5 тыс. грузовиков, а сеть магазинов "Магнит" управляет собственной логистической системой, включая автопарк, состоящий из 5,7 тыс. автомобилей. При этом рынок автомобильных перевозок является сильно фрагментированным. Согласно оценкам аналитиков, 3/4 автоперевозчиков - это индивидуальные предприниматели, которые владеют не более чем 5 грузовиками.

--------------------------------

<62> Проблемы и состояние рынка транспортно-логистических услуг России в условиях экономической рецессии. Филимонова М.А., 2016.

Инфляция, изменение курса рубля, введение обязательной установки тахографов и системы "Платон" привело увеличению расходов на содержание собственного автопарка и перевозку грузов. Потребность в оптимизации логистических процессов может стать стимулом к переходу компаний на более высокий уровень аутсорсинга. Агрегация транспортно-логистических услуг с использованием онлайн-платформ будет способствовать укрупнению рынка и улучшению прозрачности предоставления транспортных сервисов.

В целом, российский рынок транспортно-логистических услуг можно охарактеризовать следующими особенностями:

1) высокая доля логистических затрат, в силу неэффективной организации внутренней логистики компаний и транспортно-логистической системы страны в целом. Совокупные внешние и внутренние затраты на транспорт и логистику у нас составляют порядка 20% ВВП, в то время как в Китае и странах Европы - 7 - 8%, это показало совместное исследование Торгово-промышленной палаты РФ и BCG, проведенное в 2014 году <63>;

--------------------------------

<63> http://www.acexpert.ru/analytics/ratings/reyting-krupneyshih-transportno-logisticheskih-kom.html.

2) высокая доля сырьевых товаров и полуфабрикатов в структуре грузопотоков;

3) удаленность основных экспортных производств от портов и довольно большая протяженность территории;

4) иррациональное размещение производств и устаревшие методы организации доставки грузов от производителя к потребителю;

5) низкая развитость складской и транспортной инфраструктур и др.

Полноценная интеграция российского рынка ТЛУ в мировой рынок должна быть обеспечена интеграцией России в международное транспортно-логистическое пространство, в первую очередь в рамках ЕС, Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества, включая формирование международных сетей МТЛЦ, развитие международного сотрудничества в области логистики с Европейской логистической ассоциацией, Международным советом по цепям поставок и другими партнерами России, расширение участия России в системе международных соглашений и конвенций в области транспорта, таможенных процедур и логистики.

Основными мероприятиями для решения задачи интеграции России в мировое транспортно-логистическое пространство и реализации транзитного потенциала страны должны являться:

1) международная, межрегиональная и региональная логистическая интеграция за счет создания транспортно-логистических кластеров, региональных транспортно-логистических систем, международных сетей транспортно-логистических центров;

2) повышение конкурентоспособности российских логистических операторов (провайдеров уровня 3PL+) на мировых рынках и рост экспорта транспортно-логистических услуг;

3) участие в международных логистических проектах и программах, направленных на развитие межрегиональных, в том числе евро-азиатских глобальных цепей поставок, развитие МТК и увеличение масштабов транзитных перевозок;

4) расширение участия России в системе международных соглашений и конвенций в области транспортной логистики;

5) защита российских интересов в рамках участия в деятельности международных логистических организаций;

6) расширение двустороннего сотрудничества в области транспортной логистики между Россией и иностранными государствами;

7) развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества в области транспортной логистики с Европейским союзом, в том числе в рамках создаваемой зоны свободной торговли Россия - Европейский союз;

8) гармонизация нормативного правового регулирования транспортно-логистической деятельности, унификация технических стандартов и транспортно-логистических технологий в государствах-членах ЕврАзЭС, в том числе на основе международных норм ЕврАзЭС и многосторонних соглашений и конвенций в области транспортной логистики;

9) устранение любой дискриминации поставщиков транспортно-логистических услуг из одних государств - членов ЕврАзЭС в другие государства - члены ЕврАзЭС, а также в сфере лицензирования и сертификации при учреждении ими логистических компаний-операторов, их филиалов и представительств, совместных предприятий на всей территории единого транспортного пространства, то есть предоставление им национального режима;

10) создание в рамках ЕврАзЭС механизмов консультаций для согласования внешнеэкономической политики в области транспортной логистики;

11) унификация принципов формирования тарифной политики при осуществлении современных транспортно-логистических технологий перевозок грузов и пассажиров.

Отдельно следует отметить критическую важность развития транспортно-логистической инфраструктуры. Так, в "Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года" отмечено, что создание современной транспортно-логистической инфраструктуры позволит в кратчайшие сроки решить проблемы повышения эффективности функционирования транспортного комплекса, обеспечения координации и взаимодействия в работе различных видов транспорта на основе создания мультимодальных транспортно-логистических центров, развития интермодальных перевозок грузов по международным транспортным коридорам, обеспечения реализации транзитного потенциала России.

В условиях создания крупных транснациональных корпораций и интеграции транспорта ряда государств в мировую транспортную систему идет интенсивный процесс формирования международных транспортных коридоров (МТК), обеспечивающих ускоренное продвижение крупных товаро-материальных потоков между различными странами и континентами на основе внедрения современных логистических технологий доставки грузов.

В соответствии с определением группы экспертов комитета по транспорту ЕЭК ООН, под МТК понимается часть национальной или международной транспортной системы, обеспечивающая значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными странами и континентами, включающая в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок.

Таким образом, целью формирования и развития МТК на территории России являются:

1) обеспечение условий для повышения надежности и эффективности российских внешнеторговых перевозок;

2) вовлечение дополнительных транзитных грузопотоков на транспортные коммуникации страны;

3) привлечение отечественных и иностранных инвестиций на развитие транспортно-логистической инфраструктуры;

4) создание условий для ускорения развития регионов страны, расположенных в зоне тяготения к трассам МТК;

5) обеспечение интеграции российского транспорта в евроазиатскую и мировую транспортные системы в качестве равноправного партнера.

Основополагающими элементами транспортно-логистической инфраструктуры МТК являются мультимодальные транспортно-логистические центры (МТЛЦ), функционирующие на коммерческой корпоративной основе и обеспечивающие скоординированное взаимодействие всех видов транспорта и других участников транспортно-логистического процесса, всю интеграцию товаро-материальных, информационных, сервисных и финансовых потоков. Для принятия и переработки грузов, следующих в интермодальном сообщении по российской части МТК, и обеспечения соответствующего уровня сервисного обслуживания создание МТЛЦ, наряду с развитием транспортных коммуникаций, имеет важное значение для эффективного и стабильного развития рынка ТЛУ.