Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Особенности реализации программ бакалавриата и специалитета

III. Особенности реализации программ бакалавриата

и специалитета

64. Основные профессиональные образовательные программы бакалавриата и специалитета имеют направленность (профиль), характеризующую их ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющую их предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам их освоения.

Направленность (профиль) программы бакалавриата устанавливается образовательной организацией МЧС России в рамках направления подготовки либо в соответствии с направлением подготовки в целом.

Направленность (профиль) программы специалитета устанавливается специализациями соответствующего федерального государственного образовательного стандарта. В случае отсутствия специализаций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, направленность (профиль) программы специалитета определяется ориентацией программы специалитета на области знания и (или) виды деятельности в рамках специальности либо соответствует специальности в целом.

По специальности, направлению подготовки может реализовываться несколько программ специалитета, программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль).

65. В структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки специалиста (бакалавра) выделяются базовая и вариативная части.

Базовая часть является обязательной вне зависимости от направленности (профиля) образовательной программы и направлена на формирование у обучающихся компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями. Она включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные федеральным государственным образовательным стандартом, ПООП (при наличии) и квалификационными требованиями, дисциплины (модули) и практики, установленные образовательной организацией МЧС России, а также государственную итоговую аттестацию.

Вариативная часть создается образовательной организацией МЧС России и определяет направленность (профиль) образовательной программы. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы, образовательная организация МЧС России определяет самостоятельно.

66. Основная профессиональная образовательная программа подготовки специалиста (бакалавра) включает общую характеристику образовательной программы, которая разрабатывается образовательными организациями МЧС России на основе федеральных государственных образовательных стандартов, ПООП (при наличии) и квалификационных требований по соответствующим направлениям подготовки. В общей характеристике основной профессиональной образовательной программы указываются:

квалификация, присваиваемая выпускникам;

вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники;

направленность (профиль) образовательной программы;

планируемые результаты освоения образовательной программы;

сведения о преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы.

Основная профессиональная образовательная программа рассматривается на заседании ученого совета и утверждается начальником образовательной организации МЧС России.

67. При реализации основных профессиональных образовательных программ специалитета, бакалавриата образовательная организация МЧС России руководствуются следующим:

срок обучения исчисляется в годах, а объем основной профессиональной образовательной программы измеряется количеством зачетных единиц. Объем основной профессиональной образовательной программы (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении основной профессиональной образовательной программы (ее составной части), включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. Для измерения объема основной профессиональной образовательной программы и ее составных частей используется зачетная единица, представляющая собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по всем видам учебной деятельности. Величина одной зачетной единицы составляет 36 академических часов или 27 астрономических часов. Продолжительность академического часа 45 минут. Объем реализуемой основной профессиональной образовательной программы по формам обучения, должен соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, изменяться не может;

у курсантов первого курса обучения Академии гражданской защиты МЧС России учебный год начинается 1 августа. До 1 сентября с ними проводятся учебные занятия по общевоенным и специальным дисциплинам, а также физической культуре (физической подготовке) в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы;

у курсантов первого курса обучения образовательных организаций МЧС России пожарно-технического профиля учебный год начинается с 1 сентября.

Допускается перенос начала учебного года, но не более чем на 2 месяца.

68. Государственная итоговая аттестация по программам специалитета, бакалавриата включает защиту выпускной квалификационной работы, государственный междисциплинарный экзамен (экзамен по специальной дисциплине).

69. Выпускная квалификационная работа (далее - ВКР) выполняется в виде бакалаврской работы, дипломного проекта (работы).

Тематика ВКР ежегодно разрабатывается в образовательных организациях (филиалах) МЧС России, рассматривается на ученом совете и согласовывается с руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России, в интересах которых осуществляется подготовка. Перечень тем подлежит ежегодному обновлению не менее чем на 20% с учетом актуальных задач, стоящих перед МЧС России и передовых тенденций развития науки и техники.

Курсантам (студентам) предоставляется право выбора темы ВКР из утвержденного в образовательной организации МЧС России перечня тем, в том числе предложения своей тематики, при условии подтверждения целесообразности ее разработки ученым советом образовательной организации МЧС России.

Каждому обучающемуся назначается руководитель выпускной квалификационной работы из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников образовательной организации МЧС России, представителей территориальных органов и организаций МЧС России (по согласованию), а также руководящего состава образовательной организации (филиала) МЧС России, при этом за одним руководителем закрепляется не более восьми курсантов (слушателей, студентов).

Сотрудники (работники) из числа профессорско-преподавательского состава образовательной организации МЧС России, не имеющие ученую степень и (или) ученое звание, состоящие в должности преподавателя со стажем работы в занимаемой должности не менее трех лет могут осуществлять руководство выпускными квалификационными работами, но не более двух работ на один учебный год.

Сотрудники (работники) из числа профессорско-преподавательского состава образовательной организации МЧС России, не имеющие ученую степень и (или) ученое звание, состоящие в должности преподавателя со стажем работы в занимаемой должности не менее пяти лет могут осуществлять руководство выпускными квалификационными работами, но не более трех работ на один учебный год.

Сотрудники (работники) из числа профессорско-преподавательского состава образовательной организации МЧС России, имеющие ученую степень и (или) ученое звание, состоящие в должности преподавателя со стажем работы в занимаемой должности не менее пяти лет могут осуществлять руководство выпускными квалификационными работами, но не более пяти работ на один учебный год.

Назначение руководителей, закрепление тем дипломных работ (проектов) за обучаемыми производится приказом начальника образовательной организации (филиала) МЧС России. Выдача курсантам (слушателями, студентам) заданий на разработку дипломных работ (проектов) производится не позднее окончания первого месяца последнего года обучения.

По сложной и трудоемкой теме может разрабатываться комплексная дипломная работа (проект), в выполнении которой участвуют два и более обучающихся. Для руководства комплексной работой один из руководителей назначается старшим.

Выполненные дипломные работы (проекты) подлежат предварительному обсуждению (предварительной защите) на кафедре. Результаты предварительного обсуждения (предварительной защиты) дипломных работ на кафедре оформляются в виде отчета, содержащего перечень недостатков и рекомендаций каждому обучающемуся, а также общий анализ готовности групп обучающихся, выполняющих дипломные работы (проекты) на кафедре, к защите.

Завершенная дипломная работа (проект) с письменным отзывом руководителя представляется начальнику кафедры. В отзыве руководителя также отражается степень устранения недостатков и выполнения рекомендаций по результатам предварительного обсуждения (предварительной защиты).

ВКР по программе специалитета подлежит рецензированию.

Выполненные ВКР подлежат предварительному обсуждению (предварительной защите) на кафедре. Результаты предварительного обсуждения (предварительной защиты) ВКР на кафедре оформляются в виде протокола заседания кафедры, содержащего перечень недостатков и рекомендаций каждому обучающемуся, а также общий анализ готовности обучающихся, выполняющих ВКР на кафедре, к защите.

Вместе с индивидуальным заданием, рецензией и письменным отзывом руководителя дипломная работа (проект) представляется в государственную экзаменационную комиссию образовательной организации МЧС России для защиты.