X. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

X. Организационно-педагогические условия реализации

образовательной программы

37. Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности слушателей, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.

38. Теоретические занятия проводятся с целью изучения нового учебного материала. Изложение материала необходимо вести в форме, доступной для понимания слушателей, также необходимо соблюдать единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих действующим нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан обеспечивать взаимосвязь нового материала с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.

39. Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у слушателей основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы. Практические занятия должны проводиться с использованием специализированных технических средств обучения, образцов оборудования, применяемого в соответствующей профессиональной деятельности, и (или) на базе предприятий и организаций отрасли или на полигоне.

40. Для реализации Программы необходимо наличие учебных кабинетов (учебных аудиторий), оборудованных учебной мебелью, учебной доской, информационными стендами, плакатами, схемами и макетами.

41. В учебном кабинете должны быть в наличии:

1) сигнальные принадлежности: красный и желтый флаги, ручной фонарь, духовой рожок (свисток), комплект петард, прямоугольные щиты красного цвета, жезл регулировщика;

2) буксировочный трос;

3) макет железнодорожного регулируемого переезда;

4) макет пульта управления автоматической переездной сигнализацией, заградительной сигнализацией, автоматическими шлагбаумами (противотаранными устройствами), устройствами заграждения переезда;

5) макет заградительного светофора;

6) натурные образцы промежуточных рельсовых скреплений для деревянных и железобетонных шпал;

7) натурные образцы стыковых рельсовых скреплений, в том числе изолирующих и токопроводящих стыков;

8) основные контрольно-измерительные приборы, применяемые при контроле рельсовой колеи: шаблоны циркулей универсальных путеизмерительных (ЦУП-1-01, ЦУП-3), шаблон путеизмерительный - 1520п, штангенциркуль путевой; шаблон универсальный модели 00316;

9) струбцина стыковая для стяжки накладок;

10) клееболтовой изолирующий стык;

11) изолирующий стык с металлокомпозитной накладкой;

12) образцы основных форм первичной документации по хозяйству пути;

13) книга приема и сдачи дежурств и осмотра устройств на переезде;

14) журнал нарушений правил проезда через переезд;

15) образец Журнала осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации, блокировки, связи и контактной сети;

16) образцы основного ручного и механизированного путевого инструментов;

17) образцы средств индивидуальной защиты;

18) настенные стенды (пожарная безопасность, действия при пожаре);

19) плакаты (комплекты плакатов: по устройству и содержанию железнодорожных переездов; по правилам дорожного движения и регулирования движения транспортных средств по железнодорожному переезду; по устройству и содержанию верхнего строения пути (рельсов, рельсовых скреплений, шпал, балластного слоя, стрелочных переводов и глухих пересечений); по правилам и технологии выполнения основных путевых работ; по правилам технической эксплуатации (сигналы поездные, светофоры, ограждение мест препятствий на железнодорожных путях, ограждение мест препятствий на переездах); по ограждению мест производства путевых работ; по путевому инструменту (механизированному и измерительному); по охране труда; по подготовке путевого хозяйства к работе в зимний период).

42. Учебным планом Программы предусмотрены занятия с использованием тренажерного оборудования, а также учебного полигона.

43. На полигоне должны быть в наличии: переезд, оборудованный автоматической переездной сигнализацией и автоматическим шлагбаумом.

На полигоне должны быть установлены:

1) плита устройства заграждения переезда;

2) шлагбаум;

3) пикетные и километровый столбики;

4) пешеходный переход и переезд с резинокордовым покрытием.

44. Целью занятий на тренажере является отработка практических навыков дежурного по переезду, в том числе действий в нестандартных и аварийных ситуациях.

45. Обучение с использованием тренажерного оборудования должно проводиться под руководством инструктора.

46. Тренажер должен обеспечивать моделирование условий, соответствующих реальным рабочим условиям (в том числе погодным) типового рабочего места на железнодорожных переездах всех категорий сложности, а также типовых, аварийных и нестандартных ситуаций, возникающих во время осуществления профессиональной деятельности дежурного по переезду.

47. Для проведения занятий с использованием тренажерного оборудования организацией, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть утверждены:

1) рабочая учебная программа тренажерной подготовки с методическими рекомендациями для инструкторов по организации и проведению тренировок, со сценариями (заданиями) тренировок и оценочными листами к ним;

2) тематический план практических занятий на тренажерах;

3) график занятий на тренажерах;

4) руководство по эксплуатации тренажера.

48. Учебным планом Программы предусмотрен резерв учебного времени, который может быть использован организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как для дополнительных занятий при низком начальном уровне подготовки обучающихся, так и для введения, при необходимости, новых дисциплин или тем либо для проведения промежуточной аттестации. Часть учебного времени отводится на консультации, которые могут проводиться в течение всего срока обучения.