Приказом Росфинмониторинга от 19.12.2019 N 360 утверждена Программа на 2020 год.

Глава II. Текущий уровень развития профилактических мероприятий

Глава II. Текущий уровень развития

профилактических мероприятий

2.1. В рамках деятельности, направленной на предупреждение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями обязательных требований, в 2018 году регулярно проводились мероприятия по профилактике в виде консультаций, в формате семинаров, инструктажей, тематических конференций, информационных писем, "горячих линий", направлялись письма подконтрольным субъектам о недопустимости нарушений требований законодательства о ПОД/ФТ и ответственности за нарушения, если возможность такого нарушения была выявлена при рассмотрении поступающей в Росфинмониторинг информации.

В течение 2018 года профилактическими мероприятиями было охвачено более 8,6 тыс. поднадзорных организаций.

В целях повсеместной доступности проводимых семинаров для подконтрольных организаций, общественных объединений, ассоциаций, ряд мероприятий проводился в режиме видеоконференц-связи.

Достигнут основной результат проведения таких мероприятий - создание мотивации к добросовестному поведению, формирование единого понимания требований законодательства о ПОД/ФТ общественных объединений, ассоциаций, и представителей подконтрольных организаций, повышение качества организации и осуществления ими внутреннего контроля.

2.2. Совершенствуется разработанная Росфинмониторингом система электронных сервисов для поднадзорных субъектов. Основным механизмом коммуникаций и адресного взаимодействия в целях профилактики нарушений с подконтрольными субъектами стал Личный кабинет - информационный ресурс, который размещен на сайте Росфинмониторинга в сети "Интернет" (далее - сайт Росфинмониторинга). Разработанный алгоритм оценки субъектов с использованием интерфейса Личного кабинета позволяет довести до субъектов конкретные замечания и информацию о возможных нарушениях, а также им предоставлена возможность устранить замечания в онлайн-режиме и, тем самым, исполнить все требования законодательства.

Взаимодействие с поднадзорными субъектами через Личный кабинет позволило повысить уровень законопослушности подконтрольных субъектов в сфере ПОД/ФТ без проведения контрольных мероприятий на 4%. Доля субъектов, оценивающих риск своей деятельности в Личном кабинете, увеличилась на 8%.

2.3. На сайте Росфинмониторинга размещен перечень нормативных правовых актов и их отдельных положений, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении в отношении подконтрольных субъектов проверочных мероприятий (далее - Перечень). В Перечне указаны структурные единицы актов, которые содержат обязательные требования, предусмотрена возможность оставить замечания и предложения по Перечню.

2.4. На сайте Росфинмониторинга в разделе "Организациям" размещены тексты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы законодательства о ПОД/ФТ (даны активные гиперссылки на них), порядок судебного и административного обжалования Нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) Росфинмониторинга, его территориальных органов и их должностных лиц.

2.5. На сайте Росфинмониторинга регулярно актуализируется информация о типовых нарушениях обязательных требований, выявляемых при проведении проверок, и размещается обобщение правоприменительной практики.

2.6. Выдаются предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

2.7. Проводится разъяснительная работа непосредственно в ходе проверок в целях принятия поднадзорными субъектами мер по устранению нарушений. Предоставление проверяющими предметных разъяснений требований законодательства о ПОД/ФТ показали свою эффективность в обеспечении соблюдения обязательных требований (оперативное принятие проверяемыми субъектами мер по исправлению ситуации и недопущению ее в дальнейшем).

2.8. Росфинмониторинг регулярно участвует в мероприятиях, семинарах по обмену лучшими практиками контрольно-надзорной деятельности, в том числе на международных площадках.

2.9. В соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) взаимодействие с частным сектором является одной из приоритетных задач по линии надзора.

Продолжено взаимодействие с предпринимательским сообществом через Совет комплаенс - консультативный орган при межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию оружия массового уничтожения, объединяющий ведущих экспертов в сфере ПОД/ФТ во всех регионах Российской Федерации. В качестве одного из основных инструментов взаимодействия Росфинмониторинга с частным сектором на региональном уровне выступает институт Региональных советов комплаенс (далее - РСК).

Работа РСК позволила вовлечь новых субъектов в антиотмывочную систему, сформировать эффективную "обратную связь" с частным сектором по вопросам обмена информацией о рисках, выработать предложения по критериям о подозрительных операциях, достичь единообразного понимания рисков ОД/ФТ и обеспечить обмен передовым опытом и лучшими практиками по организации и осуществлению внутреннего контроля.

В целях выполнения этих задач в 2018 году проведено 35 заседаний и обучающих мероприятий в рамках РСК.

В целях повышение эффективности информационного потока одним из важнейших направлений работы РСК было совершенствование качества сообщений о подозрительных операциях.