О статусе и применении данного документа с 01.01.2020 см. Письма Минфина России N 02-02-05/98727, N 02-02-05/98728 от 17.12.2019.

III. Подготовка и проведение аудиторских проверок

3.1. Аудиторская проверка проводится в соответствии с приказом Агентства.

Обязанность подготовки проекта приказа о проведении аудиторской проверки возлагается на руководителя Субъекта аудита. Приказ должен включать в себя: наименование Объекта аудита, тему аудиторской проверки, срок ее проведения и состав аудиторской группы, проводящей проверку.

3.2. Подготовка к проведению аудиторской проверки включает в себя:

- предварительный анализ данных об Объекте аудита;

- разработку и утверждение программы аудиторской проверки;

- формирование аудиторской группы и распределение обязанностей между членами аудиторской группы при проведении проверки.

3.3. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем Субъекта аудита.

Программа аудиторской проверки должна содержать: тему аудиторской проверки, сроки ее проведения, наименование проверяемого Объекта аудита и перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки.

3.4. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:

а) организации и проведения внутреннего финансового контроля;

б) правомерности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;

в) применения Объектами аудита автоматизированных информационных систем при выполнении аудируемой внутренней бюджетной процедуры;

г) ведения бюджетного учета и бюджетной отчетности;

д) наличия у должностных лиц конфликта интересов.

3.5. При проведении проверки применяются следующие методы аудита:

инспектирование - изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренних бюджетных процедур и (или) операций с материальными активами;

наблюдение - систематическое изучение действий должностных лиц Объекта аудита, выполняемых ими операций в ходе исполнения внутренних бюджетных процедур;

запрос - обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами Объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

подтверждение - ответ на запрос предоставления информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

пересчет - проверка точности расчетов, произведенных Объектом аудита, либо самостоятельного расчета Субъекта аудита;

аналитическая процедура - анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков при осуществлении внутренних бюджетных процедур.

Для достижения целей аудиторской проверки применяются различные методы аудита, а также их комбинации.

3.6. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля Агентства в ходе аудиторских проверок изучаются вопросы:

соответствия правовых актов Агентства, регулирующих вопросы организации и осуществления внутреннего финансового контроля, нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения;

правомерности отбора операций, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, включенных в карты внутреннего финансового контроля Агентства;

укомплектованности структурных подразделений Агентства, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры, и разграничения между должностными лицами этих подразделений полномочий и обязанностей по осуществлению внутренних бюджетных процедур;

наличия карт внутреннего финансового контроля Объектов аудита, а также своевременности их утверждения (актуализации), осуществления содержащихся в них контрольных действий;

своевременности и полноты заполнения журналов и других документов по внутреннему финансовому контролю Объектов аудита;

учета результатов внутреннего финансового контроля и принятия решений о совершенствовании системы управления и контроля Агентства.

3.7. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур Объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

3.8. К рабочей документации относятся документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, в том числе:

- документы и сведения о теме, сроках и объеме аудиторской проверки, о результатах ее проведения, включая программу аудиторской проверки;

- сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

- перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности Объекта аудита, изучение которых было осуществлено в ходе аудиторской проверки;

- копии финансово-хозяйственных документов Объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

- письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников Объектов аудита;

- акт аудиторской проверки.

3.9. Предельный срок аудиторской проверки устанавливается приказом Агентства о проведении этой аудиторской проверки.

В исключительных случаях обнаружения причин непреодолимого характера, не позволяющих завершить аудиторскую проверку в срок, установленный приказом Агентства о ее проведении, решением руководителя Агентства на основании мотивированного предложения руководителя аудиторской группы аудиторская проверка может быть приостановлена и (или) продлена на срок, позволяющий завершить запланированные мероприятия этой аудиторской проверки.