Глава 11. Надзор и контроль в сфере обеспечения авиационной безопасности

ГЛАВА 11

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

263. Минтрансом России в рамках полномочий обеспечивается разработка и актуализация Федеральной системы контроля качества обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации, в которой излагаются цели и политика по вопросам оценки эффективности мер защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, а также определяются ресурсы и ответственные организации, в соответствии с положениями Руководства ИКАО по авиационной безопасности (Doc 8973) и Руководства ИКАО по организации контроля за обеспечением авиационной безопасности (Doc 10047).

264. Реализация мероприятий по надзорной и контрольной деятельности с целью оценки эффективности мер защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства возлагается на федеральные органы исполнительной власти в рамках их полномочий: Ространснадзор, Росавиацию, ФСБ России, МВД России согласно положениям Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (статья 28 "Государственный надзор в области гражданской авиации", пункт 3 части 5 статьи 84 "Обеспечение авиационной безопасности"), Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (часть 8 статьи 11), постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2013 N 880 "Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности", постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта", постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта", постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", а также Порядка проверки субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков объектов транспортной инфраструктуры с использованием тест-предметов и тест-объектов органами государственного контроля (надзора) во взаимодействии с уполномоченными представителями органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов, утвержденного приказом Минтранса России от 25.09.2014 N 269 и другими нормативными правовыми актами.

265. Федеральные органы исполнительной власти в рамках своих полномочий организуют проведение на регулярной основе комплексных (аудиторских) проверок, испытаний (тестирований), исследований (обзоров) и инспекторских проверок состояния системы авиационной безопасности в целях обеспечения соблюдения положений настоящей Федеральной системы АБ, оперативного и эффективного устранения выявленных несоответствий и недостатков с учетом положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Приоритеты и периодичность проверочных мероприятий определяются на основе оценки риска, проводимых федеральными органами исполнительной власти, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

266. В рамках Федеральной системы контроля качества обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации лица, осуществляющие надзорные и контрольные функции в сфере обеспечения авиационной безопасности, в обязательном порядке проходят процедуры отбора и проверки анкетных данных, а также обучение в рамках утвержденных программ подготовки инспекторов, в том числе по программе ИКАО по курсу "Национальный инспектор по авиационной безопасности" ("National inspector") и подготовку на рабочем месте, чтобы обладать всеми профессиональными навыками, необходимыми для выполнения своих должностных обязанностей. Для лиц, осуществляющих надзорные и контрольные функции в сфере обеспечения авиационной безопасности, устанавливаются соответствующие стандарты работоспособности, организуется проведение первоначальных и периодических аттестаций, и устанавливается срок прохождения переподготовки один раз в три года.

267. Лица, осуществляющие надзорные и контрольные функции в сфере обеспечения авиационной безопасности, наделяются необходимыми полномочиями согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.10.2013 N 880 "Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности".

268. В рамках реализации Федеральной системы контроля качества обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации функционирует система предоставления конфиденциальных отчетов для анализа информации об авиационной безопасности, получаемой от таких источников, как инспекторы, пассажиры, экипаж и наземный персонал, а также осуществляется процесс регистрации и анализа результатов Федеральной системы контроля качества обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации в целях содействия эффективной реализации Федеральной системы АБ, включая выявление причин и тенденций несоблюдения и контроля за внедрением и реализацией корректирующих действий и мер по устранению выявленных недостатков. Автоматизированная информационная система поддержки рабочих процессов регистрации информации об угрозах совершения и совершении актов незаконного вмешательства, чрезвычайных ситуаций и происшествий на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (АИС РПТ), введена в эксплуатацию в соответствии с приказом Ространснадзора от 24.02.2014 N АК-210фс.

269. Администрации авиационных организаций проводят регулярные мероприятия в рамках внутренней системы управления качеством в соответствии с разработанными планами на основании положений Федеральной системы контроля качества обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации, Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 13.08.2015 N 246 и главы 8 международного стандарта ISO 9001. По результатам проведенных проверочных мероприятий разрабатывается план корректирующих действий, осуществляются мероприятия по устранению выявленных несоответствий и недостатков, которые направлены на повышение уровня авиационной безопасности.

270. Невыполнение либо нарушение норм, правил или процедур авиационной и транспортной безопасности влечет наложение административных штрафов на должностных и юридических лиц в соответствии со ст. 11.3.1, 11.15.1, 11.15.2, ч. 10 ст. 19.5, 19.7.5, 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

271. За действия, приравниваемые к акту незаконного вмешательства, направленного против гражданской авиации, предусматривается уголовная ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ, согласно которому устанавливаются следующие составы преступлений: умышленные уничтожение или повреждение имущества (статья 167), террористический акт (статья 205), угон судна воздушного транспорта (статья 211), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (статья 263), нарушение требований в области транспортной безопасности (Статья 263.1), приведение в негодность транспортных средств (статья 267), нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (статья 268), акт международного терроризма (статья 361).