См. Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на 2022 год.

Причины нарушений хозяйствующими субъектами обязательных требований в области сохранения водных биоресурсов и среды их обитания

Причины нарушений хозяйствующими субъектами

обязательных требований в области сохранения водных

биоресурсов и среды их обитания

Вид нарушения

Выявлено нарушений в 2017 году (%)

Не выполнено предписаний в 2017 (%)

Причины нарушения обязательных требований (%)

Полное игнорирование требований

Авария

Большой износ оборудования

Отсутствие обслуживания

Халатность персонала

Низкий уровень подготовки персонала

Сброс в водоем сточных вод без надлежащей очистки, без НДС

25,4

44,5

3,2

4,9

59,2

4,8

14,7

13,1

Водозабор без надлежащего РЗУ

4,2

69,2

13,8

17,0

8,2

12,6

48,4

Загрязнение водоемов ГСМ, нефтью, отходами при производственном процессе

4,4

19,6

4,5

4,0

17,6

0,6

48,9

24,4

Нарушение ограничений водоохранной зоны, предусмотренных ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, при деятельности хозяйствующих субъектов

17,8

6,0

53,9

5,6

0,2

25,1

15,2

Нарушения при добыче ПГС, при дноуглублении

1,0

33,3

42,4

24,2

Нарушения при добыче драгметаллов в русле водотоков

1,9

4,2

20,6

73,0

6,4

Нарушения при строительстве в водном объекте, работе ГТС

1,0

50,0

20,0

6,7

15,6

26,7

31,1

Размещение объектов, осуществление деятельности без согласования

10.4

40,0

25,9

0,2

4,5

0,2

36,4

32,7

Нарушение правил рыболовства при промысле ВБР

24,1

5,6

0,1

88,2

6,1

Нарушение условий разрешения на добычу ВБР, при ведении документации, отчетности

7,9

22,1

65,3

12,6

Нарушение условий пользования рыболовными, рыбоводными участками

1,2

20,0

70,0

10,0

Иные нарушения (конкретизировать)

0,5

25,0

26,0

13,0

48,0

13,0

3.19. Учитывая повсеместный большой физический и моральный износ применяемого в Российской Федерации оборудования, без финансовых вложений в данную сферу деятельности невозможно добиться соблюдения жестких нормативов по очистке сточных вод, по защите от попадания водных биоресурсов в насосные станции водозаборных сооружений и т.п.

При этом контролирующие органы повсеместно сталкиваются с пассивной позицией многих хозяйствующих субъектов, желающих сэкономить свои расходы как на ремонте и модернизации оборудования, так и на зарплате квалифицированному персоналу, или ожидающих решения существующих проблем сторонними силами.

Принимая во внимание сложившуюся у многих хозяйствующих субъектов позицию "временщика", а также проводимую политику по сокращению проверок и снижению мер наказания, многим организациям и предпринимателям выгоднее оплачивать редкие штрафы, чем финансировать необходимые расходы на восстановление производственных мощностей, оборудования и уровня квалификации персонала.

Заложенная в статье 8.38 КоАП РФ норма о возможном административном приостановлении деятельности на срок до девяноста суток в отношении нерадивых пользователей природных ресурсов, нарушающих обязательные требования, зачастую практически не работает.

В соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" суд вправе отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности (например, деятельности очистных сооружений и т.д.) при условии, если приостановление либо прекращение деятельности противоречит общественным интересам.

3.20. Предлагаемые в качестве профилактики правонарушений различные общественные мероприятия, информирование хозяйствующих субъектов о существующих обязательных требованиях, консультации по общим вопросам можно расценивать только как вспомогательные меры, которые не должны подменять собой контрольные проверочные мероприятия. В ходе проведения адресных проверок подконтрольных объектов должностные лица Росрыболовства могут объективно оценить состояние проверяемого объекта и указать на конкретные слабые места производственного цикла, устранение которых будет способствовать реальному улучшению ситуации с соблюдением обязательных требований и профилактике правонарушений.

Необходимо учитывать, что должностные лица Росрыболовства по-прежнему обязаны выполнять функции контроля (надзора) в полном объеме в условиях дефицита личного состава и технической оснащенности. Для высокой эффективности контрольно-надзорной деятельности важна оперативность выявления и пресечения нарушений законодательства в сфере сохранения водных биоресурсов и среды их обитания, а также неотвратимость наказания за содеянные противоправные деяния, что достигается достаточной штатной численностью, техническим и материальным обеспечением, необходимыми полномочиями сотрудников контролирующих органов.

Именно оперативность выявления нарушений и неотвратимость наказания являются лучшими сдерживающими факторами, не позволяющими хозяйствующим субъектам полностью подорвать состояние охраняемых Росрыболовством ресурсов.

В сложившейся ситуации Росрыболоству недопустимо сокращать количество проводимых контрольно-надзорных проверок и заменять их профилактическими мероприятиями. В условиях кадрового дефицита Росрыболовство не имеет возможности отвлекать должностных лиц инспекторского состава на проведение многочисленных общественных мероприятий и бесплатных консультаций коммерческих структур по вопросам, знание которых является обязательным для квалифицированного персонала хозяйствующих субъектов.

При добросовестном предпринимательстве и надлежащей профессиональной квалификации персоналу хозяйствующих субъектов может быть достаточно практических рекомендаций по исправлению допущенных нарушений и улучшению дальнейшей работы, выдаваемых должностными лицами Росрыболовства в ходе проведения плановых проверок.

Заинтересованные в улучшении ситуации с выявляемыми на их производстве правонарушениями хозяйствующие субъекты имеют возможность обращаться за подробной квалифицированной консультацией по интересующим проблемным вопросам в специализированные научно-исследовательские учреждения и институты, которые помимо текущих консультаций могут разработать перспективные программы восстановления и модернизации производства.