Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Порядок проведения аудиторских проверок

22. При проведении аудиторских проверок субъект аудита обязан:

а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Министерством с применением в соответствии с пунктом 47(1) Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, основанного на оценке бюджетных рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита, а также соблюдения Министерством порядка формирования сводной бюджетной отчетности;

в) знакомить руководителя объекта аудита (уполномоченное им лицо) с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок;

г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.

23. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:

а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);

в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

д) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;

е) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучения связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

24. Выводы и предложения, сделанные по результатам аудиторской проверки, должны основываться на достаточных фактических данных и достоверной информации, подтверждающих выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения и недостатки.

25. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с подготовкой и проведением аудиторской проверки, которая содержит:

а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности объектов аудита, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения.

26. Предельные сроки проведения аудиторских проверок определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и вида аудиторской проверки, специфики деятельности объекта аудита, объемов его финансирования, но не должны превышать 45 календарных дней.

27. Датой начала аудиторской проверки считается дата предъявления руководителем аудиторской группы (проверяющим) приказа Министерства о проведении аудиторской проверки руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу).

Датой окончания аудиторской проверки считается день подписания акта аудиторской проверки руководителем объекта аудита (уполномоченным им лицом).

В случае отказа руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) подписать акт аудиторской проверки, руководителем аудиторской группы (проверяющим) в таком акте производится запись об отказе от подписи и датой окончания аудиторской проверки считается день вручения одного экземпляра акта аудиторской проверки руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) либо дата получения объектом аудита акта аудиторской проверки по уведомлению о вручении к заказному почтовому отправлению.

28. Срок проведения аудиторской проверки, установленный при ее назначении, может быть продлен решением Министра на основании докладной записки руководителя аудиторской группы (проверяющего), но не более чем на 10 рабочих дней.

29. Основаниями для продления срока проведения аудиторской проверки являются:

а) наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих проведению аудиторской проверки в установленные сроки;

б) получение в ходе проведения аудиторской проверки информации о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации, требующей дополнительного изучения.

30. Решение Министра о продлении срока аудиторской проверки доводится руководителем аудиторской группы (проверяющим) до сведения руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица).

31. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторской проверки), руководитель аудиторской группы (проверяющий) направляет Министру служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления аудиторской проверки.

Решение о приостановлении аудиторской проверки, принятое Министром в соответствии с мотивированной докладной запиской руководителя аудиторской группы (проверяющего), оформляется приказом, который доводится до руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица).

32. После устранения причин приостановления аудиторской проверки аудиторская группа (проверяющий) возобновляет проведение аудиторской проверки в сроки, устанавливаемые приказом Министерства.

33. После устранения причин приостановления аудиторской проверки аудиторская группа (проверяющий) возобновляет проведение аудиторской проверки.

В случае неустранения причин приостановления аудиторской проверки, данная аудиторская проверка подлежит завершению на основании решения руководителя аудиторской группы (проверяющего) с оформлением всей необходимой рабочей документации по аудиторской проверке.

34. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки. Акт составляется в двух экземплярах: один экземпляр - для субъекта аудита; один экземпляр - для объекта аудита. Рекомендуемый образец акта аудиторской проверки представлен в приложении N 2 к настоящему Положению.

35. Каждый экземпляр акта аудиторской проверки подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми участниками аудиторской группы.

36. При выявлении нарушений и недостатков в деятельности объекта аудита в акте аудиторской проверки указываются:

а) нормы законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, требования которых нарушены;

б) виды выявленных нарушений с указанием по годам и видам средств (бюджетные, поступившие от приносящей доход деятельности);

в) причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;

г) суммы ущерба, выявленного в ходе аудиторской проверки;

д) принятые в ходе проведения аудиторской проверки меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, результаты принятых мер.

37. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, а также иных нарушений, которые могут быть исчислены в денежном выражении, суммы нецелевого использования средств (иных нарушений) указываются по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

38. Срок для ознакомления с актом аудиторской проверки и его подписания руководителем объекта аудита (уполномоченным им лицом) составляет не более 2 рабочих дней со дня вручения ему соответствующего акта.

Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.

При наличии у руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) возражений по акту аудиторской проверки, он делает об этом отметку и вместе с подписанным актом аудиторской проверки представляет руководителю аудиторской группы (проверяющему) письменные возражения. Данные возражения по акту аудиторской проверки приобщаются к материалам аудиторской проверки.

39. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок до 15 рабочих дней со дня подписания акта аудиторской проверки (получения письменных возражений по акту аудиторской проверки) рассматривает обоснованность этих возражений, составляет по ним заключение и в течение 5 рабочих дней согласовывает его с руководителем субъекта аудита.

Проведение аудиторской проверки подлежит документированию, учету и хранению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивном деле и правилами делопроизводства в Министерстве.

40. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) на основании акта аудиторской проверки составляет отчет о результатах проведенной аудиторской проверки (далее - отчет).

41. Отчет должен содержать информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:

а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;

б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;

в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;

г) выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Министерством и подведомственными Министерству администраторами бюджетных средств, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении Министерством порядка формирования сводной бюджетной отчетности;

д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

42. Отчет с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителем аудиторской проверки (проверяющим) Министру.

43. По результатам рассмотрения отчета Министр принимает одно или несколько из следующих решений:

а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

г) о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;

44. При принятии Министром решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций, руководитель объекта аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта аудита и осуществляет контроль за его выполнением. Рекомендуемый образец плана мероприятий представлен в приложении N 3 к настоящему Положению.

45. Субъект аудита проводит мониторинг выполнения плана мероприятий по устранению выявленных по результатам аудиторских проверок недостатков и нарушений.

46. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется субъектом аудита до 1 февраля текущего финансового года.

47. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, осуществляемого Министерством и подведомственными Министерству учреждениями, достоверности сводной бюджетной отчетности Министерства, бюджетной отчетности подведомственных Министерству учреждений.

48. По решению Министра годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита размещается на сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".