3.4 Организация деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога) ПМПК при работе с участниками ГИА

Для проведения психолого-педагогической диагностики обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих) в ПМПК привлекается учитель-дефектолог (тифлопедагог).

В результате применения методов психолого-педагогического обследования (беседа, бланк регистрации, опросник, наблюдение), изучения медицинской и педагогической документации учитель-дефектолог (тифлопедагог) выявляет и оценивает следующие параметры:

- условия при получении образования в ОО, которые были созданы участнику ГИА с нарушением зрения (на основании изучения педагогических документов обучающегося);

- степень снижения зрения (на основании изучения медицинских документов обучающегося);

- визуальные возможности обучающегося;

- наличие дополнительных факторов, осложняющих визуальные возможности обучающегося;

- степень коррекции и компенсации зрительной недостаточности;

- сформированность графических навыков;

- владение обучающимся шрифтом Брайля;

- владение обучающимся компьютером со специальным программным обеспечением (для слепых обучающихся);

- способность к самостоятельному передвижению;

- степень нарушения/сформированности пространственной ориентации;

- степень и характер помощи, необходимой обучающемуся.

Акцент в проводимом обследовании делается на умении обучающегося пользоваться своим нарушенным (или остаточным - у слепых) зрением, на состоянии и возможностях работы сохранных анализаторов.

Одним из условий успешности обследования обучающегося с нарушением зрения является установление положительного контакта между тифлопедагогом и обучающимся, формирование доверия у обучающегося на начальном этапе обследования. Полученные в результате обследования данные позволяют тифлопедагогу оценить возможности обучающегося, степень и характер необходимой ему помощи, а также определить для обучающегося перечень оптимальных условий при проведении ГИА.

Если обучающийся является слабовидящим, при обучении использовались увеличительные устройства, повышенное освещение, увеличение шрифта, то возможно создание подобных условий при проведении ГИА.

Если же речь идет о слепом обучающемся, владеющем шрифтом Брайля, то на экзамене возможно предоставление обучающемуся экзаменационных материалов, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля, а также оформление обучающимся экзаменационной работы в тетради рельефно-точечным шрифтом (в этом случае тифлопереводчик переводит работу и оформляет ее на бланке установленной формы). Также для слепых обучающихся допускается выполнение экзаменационных работ на компьютере со специальным программным обеспечением.

Следует отметить, что при сдаче экзамена с помощью компьютера (для слепых обучающихся) или использованием бланков с увеличенным шрифтом (для слабовидящих обучающихся) во время экзаменов обучающемуся предоставляется ассистент для оформления регистрационного бланка (для участника ГИА), бланка ответа и переноса информации с распечатанных бланков участника ГИА в стандартные бланки ответов.

Если обучающийся имеет другие нарушения развития, например, нарушение опорно-двигательного аппарата или нарушения слуха, ему могут быть рекомендованы и другие условия при сдаче ГИА, предназначенные для участников ГИА соответствующих нозологических категорий.