Указание Генпрокуратуры России от 18.03.2020 N 170/7 "Об активизации прокурорского надзора за исполнением требований законодательства о целевом использовании бюджетных средств"

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 18 марта 2020 г. N 170/7

ОБ АКТИВИЗАЦИИ

ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЦЕЛЕВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является адресность и целевой характер бюджетных средств.

Для активизации деятельности органов прокуратуры по выявлению и пресечению фактов нецелевого использования бюджетных средств, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, а также иных территориальных прокуроров, прокурора комплекса "Байконур":

обеспечить сбор и анализ сведений о состоянии законности в сфере расходования бюджетных средств, активно используя для этого информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", данные государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", Единой информационной системы в сфере закупок;

для выявления и пресечения фактов нецелевого использования бюджетных средств усилить взаимодействие с органами государственного (муниципального) финансового контроля и правоохранительными органами.

2. Прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, а также иных территориальных прокуроров, прокурора комплекса "Байконур":

при проверках исполнения бюджетного законодательства в обязательном порядке давать оценку целевому использованию средств, наличию коррупционной составляющей в действиях должностных лиц, обращая особое внимание на реализацию национальных проектов, государственных (муниципальных) программ, а также расходы бюджетов в сферах жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, дорожной деятельности, информатизации органов власти и подведомственных им организаций;

в необходимых случаях к проверкам привлекать правоохранительные органы и органы государственного (муниципального) финансового контроля;

осуществлять мониторинг практики применения органами государственного (муниципального) финансового контроля бюджетных мер принуждения и мер по привлечению виновных лиц к административной ответственности, при необходимости давать дополнительную оценку действиям допустивших бюджетное нарушение должностных лиц на предмет совершения административного правонарушения или преступления;

исходить из того, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

при квалификации правонарушений использовать Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденный руководителем Казначейства России 19.12.2017, Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренный Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации 17.12.2014;

принимать исчерпывающие меры координационного и надзорного характера с целью активизации работы правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в названной сфере;

незамедлительно реагировать на выявленные факты нарушений закона, принимать меры прокурорского реагирования, направленные на реальное устранение нарушений закона, в зависимости от тяжести совершенного нарушения и субъектного состава решать вопрос об инициировании привлечения виновных лиц к ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или статье 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;

при подготовке постановлений о направлении материалов прокурорских проверок в порядке статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации согласовывать их с подразделениями (должностными лицами), осуществляющими надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания;

при наличии оснований предъявлять заявления в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьями 52, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обеспечить качественное участие в рассмотрении гражданских, административных и арбитражных дел, своевременное оспаривание незаконных и необоснованных судебных постановлений.

3. Прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокурора комплекса "Байконур" в пределах компетенции:

установить постоянный контроль за работой в названной сфере подчиненных прокуратур;

об исполнении указания докладывать в Генеральную прокуратуру Российской Федерации ежегодно к 20 января, при необходимости направлять предложения по совершенствованию надзорной деятельности на данном направлении.

4. Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, Главное гражданско-судебное управление, Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, Главное управление по надзору за расследованием особо важных дел, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главную военную прокуратуру в соответствии с установленной компетенцией ежегодно анализировать состояние прокурорского надзора на данном направлении деятельности и в случае необходимости вносить предложения по вопросам повышения его качества и эффективности взаимодействия с органами государственного финансового контроля.

5. Настоящее указание опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

6. Контроль за исполнением указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

И.В.КРАСНОВ