3. Подпрограмма "Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций российских угольных компаний на мировом рынке угля"

3. Подпрограмма "Развитие внутреннего рынка угольной

продукции и укрепление позиций российских угольных компаний

на мировом рынке угля"

Целью подпрограммы является формирование благоприятной рыночной среды и развитие транспортной инфраструктуры для стимулирования использования угля внутри страны и повышения доли российского угля на экспортных рынках.

Основные мероприятия подпрограммы реализуются по следующим направлениям:

совершенствование нормативно-правовой базы для стимулирования использования угля на внутреннем рынке топливно-энергетических ресурсов и реализации экспортного потенциала угольных компаний в соответствии с развитием железнодорожной и портовой инфраструктуры;

повышение конкурентоспособности угольной продукции, в том числе за счет использования внутренних резервов угледобывающих регионов и угольных компаний для получения расширенной номенклатуры угольной продукции с высокими потребительскими свойствами;

диверсификация направлений поставки угольной продукции с учетом условий развития мировой экономики и спроса на российский уголь на международном рынке.

Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы предусматривают:

совершенствование действующей системы учета и подсчета ресурсов и запасов угля в части гармонизации международных и национальных стандартов в этой области;

стимулирование практики заключения долгосрочных контрактов на поставку угля и угольной продукции с высокими потребительскими свойствами на внутреннем рынке;

совершенствование системы тарифного регулирования железнодорожных перевозок угля с соблюдением принципов долгосрочного тарифообразования;

создание и использование биржевых индексов для повышения объективности ценообразования в торговле углем на внутреннем рынке и организации биржевой торговли угольным топливом;

создание системы экономических и правовых стимулов, обеспечивающих высокие темпы развития рынка сервисных услуг (производственный аутсорсинг) для обслуживания основного бизнеса угледобывающих компаний и повышения эффективности их деятельности.

Мероприятия по повышению конкурентоспособности угольной продукции предусматривают:

совершенствование маркетинговой и сбытовой деятельности угольных компаний за счет оптимизации операционных затрат и логистических схем, улучшение качества и расширение линейки поставляемой угольной продукции, в том числе путем вовлечения в отработку запасов высококачественных углей и интенсификации процессов переработки добываемого сырья;

создание и развитие коксохимических комплексов в восточных регионах страны с получением из коксующегося угля продуктов с высокой добавленной стоимостью;

модернизацию и создание новых энергоблоков угольной генерации на сверхкритических и суперсверхкритических параметрах пара, работающих на высококачественном угольном топливе;

создание территориальных комплексов (кластеров) по производству из угля термококса, бездымного топлива, брикетов и аналогичных продуктов, обеспечивающих облагораживание угля с низкой калорийностью;

стимулирование промышленного извлечения метана из угольных месторождений и его использование в экономике страны;

стимулирование развития глубокой переработки угля (полукоксование, газификация, синтетическое жидкое топливо), включая предоставление налоговых льгот на проектный срок окупаемости инвестиций, в том числе резидентам территорий опережающего социально-экономического развития, реализующих такие проекты;

повышение инвестиционной привлекательности угольных компаний.

Мероприятия по диверсификации направлений поставки угольной продукции должны обеспечить:

синхронизацию экспортных потоков российского угля со сроками ввода в эксплуатацию объектов, создаваемых в рамках мероприятий по развитию пропускной способности железнодорожной инфраструктуры и перевалочных портовых мощностей;

использование мощностей угольных терминалов Арктического, Северо-Западного, Западного и Азово-Черноморского бассейнов для экспорта российского угля в страны Юго-Восточной Азии (в случае рентабельности таких поставок);

синхронизацию развития железнодорожной и портовой инфраструктуры для обеспечения поставок угольной продукции на внешний рынок, включая расширение пропускной способности, развитие и обновление инфраструктуры Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали в соответствии с пунктом 15 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и долгосрочной программой развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. N 466-р, а также портовых мощностей в соответствии с прогнозируемым ростом спроса на российский уголь в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки.

Организационные мероприятия подпрограммы направлены на обеспечение эффективного взаимодействия представителей заинтересованных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, угольных, электрогенерирующих и транспортных компаний в ходе реализации проектов по развитию логистической инфраструктуры.

Мероприятия подпрограммы предполагают инвестиционное сотрудничество в области развития транспортной инфраструктуры угля, освоения производства продуктов глубокой переработки угля и комплексного использования ресурсов угольных месторождений, а также формирование консорциумов из российских и иностранных угольных компаний.

До 2025 года реализация мероприятий подпрограммы предусматривает:

снятие системных ограничений при транспортировке угольных грузов на внутренний и международный рынки;

повышение "прозрачности" угольного бизнеса;

достижение максимального объема переработки каменных энергетических углей с учетом требований рынка.

В дальнейшем, после 2030 года, предусматривается промышленное получение продуктов глубокой переработки угля (синтетического жидкого топлива, этанола и других) и сопутствующих ресурсов (метана, подземных вод, строительных материалов).

Оценка перспективного спроса на российский уголь на внутреннем и внешнем рынках выполнена с учетом прогнозов развития мирового рынка угля по странам и регионам и возможных логистических решений по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона Байкало-Амурской магистрали и Транссибирской магистрали.

Консервативный вариант предусматривает общие поставки угольной продукции в 2035 году в объеме 429 млн. тонн, в том числе 94 млн. тонн для нужд коксования и 335 млн. тонн для энергетических нужд.

В соответствии с оптимистическим вариантом в 2035 году прогнозируются объемы поставок угольной продукции на уровне 588 млн. тонн, в том числе для нужд коксования 99 млн. тонн и 489 млн. тонн для энергетических нужд.

На внутреннем рынке по консервативному варианту прогнозируется снижение объема поставок угля со 172 млн. тонн в 2018 году до 170 млн. тонн в 2035 году. В 2035 году потребление угля на внутреннем рынке тепловыми электростанциями составит 87 млн. тонн, на нужды коксования - 40 млн. тонн, на нужды жилищно-коммунального хозяйства, населения и аграрно-промышленного комплекса - 14 млн. тонн, а также прочими потребителями - 29 млн. тонн. По оптимистическому варианту предусматривается рост поставок на внутренний рынок до 196 млн. тонн угля за счет возможного увеличения поставок на тепловые электростанции до 120 млн. тонн при сохранении объемов поставок другим потребителям.

Объемы экспорта российского угля по консервативному варианту в 2035 году при минимальном варианте международной торговли прогнозируются в объеме 259 млн. тонн, в том числе на восточном направлении - 190 млн. тонн и на атлантическом направлении - 69 млн. тонн.

Объемы экспорта российских углей по оптимистическому варианту в 2035 году при максимальном варианте международной торговли прогнозируются в объеме 392 млн. тонн, в том числе на восточном направлении - 261 млн. тонн и на западном направлении - 131 млн. тонн.

Оценка потребности тепловых электростанций по оптимистическому сценарию подпрограммы соответствует параметрам Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2035 года. Планируется, что объем вводов в эксплуатацию генерирующего оборудования на угле на тепловых электростанциях составит 7 - 9,6 млн. кВт.

При техническом перевооружении и строительстве новых тепловых электростанций Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2035 года рекомендуется использование:

современных высокотемпературных газотурбинных и парогазовых установок;

паротурбинных блоков ультрасверхкритических параметров на угольном топливе.

Потребность металлургической промышленности страны в российских коксующихся углях (в основном в концентратах) оценена на уровне около 40 млн. тонн, что соответствует сегодняшнему уровню потребления. Предусматривается укрепление собственной сырьевой базы угольно-металлургических холдингов за счет освоения Усинского месторождения в Республике Коми. Максимальное использование потенциала производственных мощностей по добыче жирных, газовых жирных, коксовых, коксовых жирных углей на Элегестском и Межегейском месторождениях Улуг-Хемского бассейна, Апсатском, Кабактинском, Эльгинском, Денисовском, Чульмаканском и Сырадасайском месторождениях предусматривается обеспечивать за счет наращивания экспорта коксующегося угля на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В долгосрочной перспективе стоит задача по созданию и развитию коксохимических комплексов, использующих угли Улуг-Хемского и Южно-Якутского угольных бассейнов. Одним из направлений для решения этой задачи является организация производства моторных топлив методом гидрогенизации в непосредственной близости от создаваемых коксохимических комплексов. При этом обеспечивается полная переработка каменноугольной смолы, побочного экологически небезопасного продукта в качестве сырья при получении моторных топлив, что является значимым достижением в обеспечении региональной экологической безопасности.

Оценка спроса на российский уголь приведена в приложении N 1 к Программе.

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 13.10.2022 N 1817.

(см. текст в предыдущей редакции)