Речевая практика

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио".

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. "Ты" и "Вы", обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения ("Скажите, пожалуйста..."). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы "Давай познакомимся", "Меня зовут ...", "Меня зовут ..., а тебя?". Формулы "Это ...", "Познакомься пожалуйста, это ...". Ответные реплики на приглашение познакомиться ("Очень приятно!", "Рад познакомиться!").

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы "здравствуй", "здравствуйте", "до свидания". Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной ночи". Неофициальные разговорные формулы "привет", "салют", "счастливо", "пока". Грубые (фамильярные) формулы "здорово", "бывай", "чао" и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания "Как дела?", "Как живешь?", "До завтра", "Всего хорошего" и др. Просьбы при прощании "Приходи(те) еще", "Заходи(те)", "Звони(те)".

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы "Поздравляю с ...", "Поздравляю с праздником ..." и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы "Желаю тебе ...", "Желаю Вам ...", "Я хочу пожелать ...". Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка "Это Вам (тебе)", "Я хочу подарить тебе ..." и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы "Мне очень нравится твой ...", "Как хорошо ты ...", "Как красиво!" и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону ("Позовите пожалуйста...", "Попросите пожалуйста ...", "Можно попросить (позвать) ..."). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата "алло", "да", "Я слушаю".

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы "Пожалуйста, ...", "Можно ..., пожалуйста!", "Разрешите ....", "Можно мне ...", "Можно я ...".

Мотивировка отказа. Формулы "Извините, но ...".

Благодарность. Формулы "спасибо", "большое спасибо", "пожалуйста". Благодарность за поздравления и подарки ("Спасибо ... имя"), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы "Очень приятно", "Я очень рада" и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание ("Спасибо за поздравление", "Я тоже поздравляю тебя (Вас)". "Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю").

Замечание, извинение. Формулы "извините пожалуйста" с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения ("Я нечаянно", "Я не хотел" и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: "Молодец!", "Умница!", "Как красиво!"

Примерные темы речевых ситуаций

"Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей)

"Я и мои товарищи" (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

"Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)

"Я в мире природы" (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы "Я за порогом дома" для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации "Давайте познакомимся!", "Знакомство во дворе", "Знакомство в гостях".

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.