1. Основные положения и понятия

Методические рекомендации разработаны в рамках исполнения подпункта "д" пункта 1 поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 10 апреля 2020 года N Пр-647, на основании опыта реализации "дорожной карты" Национальной технологической инициативы "Кружковое движение" с целью формирования в России сообщества технологических энтузиастов, способных обеспечить технологическое лидерство России по направлениям Национальной технологической инициативы, посредством создания и функционирования сети кружков Национальной технологической инициативы на базе общеобразовательных организаций.

Кружки Национальной технологической инициативы (далее - "Кружки НТИ") создаются для знакомства обучающихся общеобразовательных организаций с ключевыми направлениями развития интеллектуальных и технологических рынков в различных отраслях экономики. Функционирование кружков содействует профессиональной ориентации обучающихся и формированию у них навыков решения практических задач, соответствующих направлениям Национальной технологической инициативы.

Решение о создании "Кружка НТИ" является компетенцией общеобразовательной организации. При создании "Кружка НТИ" возможно использование настоящих методических рекомендаций.

Решение о создании "Кружка НТИ" является компетенцией общеобразовательной организации. При создании "Кружка НТИ" возможно использование настоящих методических рекомендаций.

"Кружки НТИ" могут создаваться на базе общеобразовательных организаций в целях:

1) повышения уровня функциональной грамотности и компетентности обучающихся общеобразовательных организаций в технологической сфере;

2) вовлечения школьников в освоение новых технологий, их знакомство с перспективными направлениями научно-технологического развития, современными формами занятости ученых и инженеров, формирования осознанного выбора своего профессионального и жизненного пути в сфере новых технологий, в том числе посредством участия в Национальной технологической олимпиаде НТИ/Олимпиаде Национальной технологической и инициативы Кружкового движения;

3) профориентации школьников посредством погружения в профессиональную деятельность вместе с наставниками, носителями профессиональных компетенций, для освоения навыка выбора профессии, определения ориентиров при формировании образовательной и карьерной траектории, в том числе выбора уровня образования и организации для последующего продолжения образования;

4) создания условий для появления молодежных технологических команд, реализующих проекты по тематикам Национальной технологической инициативы.

Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом следующих нормативных документов:

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей":

3. Приказа Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

4. Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

5. Приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего образования";

6. Распоряжения Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися";

7. Распоряжения Минпросвещения России от 27 декабря 2019 г. N Р-154 "Об утверждении методических рекомендаций по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ";

8. Приказа Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. N 467 "Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей";

9. Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г. N МР-81/02вн.

В методических рекомендациях применяются следующие основные понятия:

Кружок НТИ - детско-взрослое объединение, созданное на базе общеобразовательной организации, деятельность которого может разворачиваться как в формате образовательной программы (основной или дополнительной), так и в иных формах (клуба по интересам, сообщества энтузиастов, проектной команды, технологического стартапа), имеющее целью решение Национальной технологической инициативы, участники которого входят в Кружковое движение НТИ.

Кружковое движение НТИ - это всероссийское сообщество технологических энтузиастов, построенное на принципе горизонтальных связей людей, идей и ресурсов. Деятельность сообщества регулируется планом мероприятий ("дорожной картой") "Кружковое движение НТИ", утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 18 июля 2017 г. N 3.

Ассоциация участников технологических кружков (Ассоциация кружков) - некоммерческая организация, выполняющая функции инфраструктурного центра Кружкового движения НТИ:

обеспечивает поддержку и развитие "Кружков НТИ" в общеобразовательных организациях;

осуществляет организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение технологического кружка на базе общеобразовательных организаций на территории Российской Федерации, в том числе разработку примеров, экспертизу, тестирование и апробацию образовательных программ естественно-научной и технической направленности, непрерывное повышение профессионального мастерства преподавателей образовательных направлений технологических кружков;

разрабатывает функциональные и инфраструктурные требования средствам обучения и высокотехнологичному учебному оборудованию, используемому для реализации образовательных программ.