I. Общие положения

1. Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <1>, от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" <2>, от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" <3>, от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <4>, от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <5>, от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <6>, указами Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" <7>, от 13 ноября 2012 г. N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" <8>, постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <9>, от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" <10>, от 2 апреля 2020 г. N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации" <11>, приказами Минтруда России от 28 марта 2014 г. N 155н "Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 сентября 2014 г., регистрационный N 33990) с изменениями, внесенными приказами Минтруда России от 17 июня 2015 г. N 383н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2015 г., регистрационный N 38119) и от 20 декабря 2018 г. N 826н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 января 2019 г., регистрационный N 53418), и от 24 июля 2013 г. N 328н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2013 г., регистрационный N 30593) с изменениями, внесенными приказами Минтруда России от 19 февраля 2016 г. N 74н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 апреля 2016 г., регистрационный N 41781) и от 15 ноября 2018 г. N 704н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 января 2019 г., регистрационный N 53323), для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 26, ст. 3999.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2020, N 26, ст. 3999.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2020, N 15, ст. 2233.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2020, N 29, ст. 4504.

<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2020, N 30, ст. 4767.

<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2020, N 24, ст. 3754.

<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 27, ст. 4185.

<8> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 47, ст. 6454.

<9> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 15, ст. 2275.

<10> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165; 2019, N 40, ст. 5570.

<11> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 15, ст. 2274.

2. Положение определяет задачи и мероприятия эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения.

Эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения населения (далее - ЭТО) включает в себя комплекс мероприятий по поддержанию технических средств оповещения систем оповещения населения в работоспособном состоянии.

Технические средства оповещения (далее - ТСО) осуществляют прием, обработку и (или) передачу сигналов оповещения и (или) экстренной информации.

Оконечные средства оповещения населения используются для подачи сигналов оповещения и (или) речевой информации.

ТСО, выполняющие заданные функции, сохраняя значения параметров в пределах, установленных эксплуатационно-технической документацией (далее - ЭТД), являются работоспособными.

Работоспособное состояние ТСО подразумевает его исправность.

3. Задачами ЭТО являются:

предупреждение преждевременного износа механических элементов и отклонения электрических параметров ТСО от норм, установленных ЭТД;

устранение неисправностей путем проведения текущего ремонта ТСО;

доведение параметров и характеристик ТСО до норм, установленных ЭТД;

анализ и устранение причин возникновения неисправностей;

продление сроков службы ТСО.

4. К мероприятиям ЭТО относятся:

планирование ЭТО;

техническое обслуживание и текущий ремонт ТСО;

оценка технического состояния систем оповещения населения.

5. На региональном, муниципальном и объектовом уровнях функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) ЭТО организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, соответственно.

6. ЭТО систем оповещения населения регионального и муниципального уровней функционирования РСЧС осуществляется подведомственными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предприятиями (учреждениями, подразделениями) либо другими юридическими лицами (сторонними организациями), определяемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - организации, осуществляющие ЭТО).

ЭТО систем оповещения населения объектового уровня функционирования РСЧС проводится организациями, в ведении или собственности которых находятся локальные системы оповещения населения, либо сторонними организациями, осуществляющими ЭТО.

7. Организациям, осуществляющим ЭТО, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в ведении или собственности которых находятся системы оповещения населения, ТСО, а также запасные части, инструмент и принадлежности (далее - ЗИП) к ним передаются по договорам в работоспособном состоянии в комплекте, поставленном производителями.

8. Продление эксплуатационного ресурса ТСО, установленного ЭТД, осуществляется ежегодно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в ведении или собственности которых находятся системы оповещения населения, с участием представителей территориального органа МЧС России и организации, осуществляющей ЭТО. Для определения предельного срока эксплуатации ТСО привлекаются представители производителей этих ТСО.

Взамен ТСО, выводимых из эксплуатации (для проведения ремонта или замены), без снижения готовности действующей системы оповещения населения, должны быть установлены и введены в эксплуатацию новые (резервные) ТСО.

Введенные в эксплуатацию ТСО заносятся в книгу учета ТСО, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 1.

Отремонтированные ТСО включаются в резерв (состав ЗИП) системы оповещения населения.

Выводу из эксплуатации подлежат ТСО, у которых по совокупности:

выработан установленный техническими условиями (ЭТД) эксплуатационный ресурс, а также достигнут предельный срок продления;

производителями завершено серийное производство, в том числе ЗИП, и восстановление неисправных ТСО экономически нецелесообразно;

эксплуатация технически невозможна в действующих сетях связи.