Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов.

Меры Банка России

Распространение пандемии коронавируса и ограничительные меры для борьбы с ней привели к значительному и резкому снижению экономической активности в России в II квартале 2020 года. Требовалась быстрая, комплексная и скоординированная реакция Банка России и Правительства Российской Федерации для минимизации негативных последствий кризиса. Банк России, наряду с переходом к мягкой денежно-кредитной политике, принял комплекс мер, нацеленных на защиту интересов граждан, поддержку корпоративных заемщиков, сохранение потенциала финансового сектора по кредитованию экономики и снижение регуляторной и надзорной нагрузки <1>.

--------------------------------

<1> Полное описание мер см. на официальном сайте Банка России, http://cbr.ru/info_2020/

Защита интересов граждан. Гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, требовалась реструктуризация кредитов и отсрочка платежей по ним. Банк России содействовал этому процессу и рекомендовал кредитным организациям не учитывать реструктуризацию в качестве фактора, влияющего негативно на кредитную историю граждан. Кроме того, для ограничения распространения пандемии было необходимо минимизировать возможные контакты между людьми, поэтому Банк России рекомендовал перевести обслуживание клиентов в дистанционный формат, а также принял ряд мер для увеличения доступности платежей по банковским картам и онлайн.

Поддержка корпоративных заемщиков. Банк России содействовал реструктуризации (в том числе отсрочке и пролонгации) кредитов компаний. Кредитным организациям были предоставлены регуляторные послабления для упрощения этого процесса. В частности, при классификации данных кредитов им было разрешено временно не ухудшать оценку финансового положения компаний из уязвимых отраслей, качества обслуживания долга или категории качества ссуд. Кроме того, для поддержки данного процесса Банк России запустил аукционы репо на длительные сроки как источник фондирования банков, предоставляющих своим клиентам возможности реструктуризации кредитов.

Поддержка кредитования малого бизнеса, содействие реализации госпрограмм. Банк России расширил программу рефинансирования банков для поддержки и стимулирования кредитования ими малых и средних предприятий. В рамках действующего специализированного механизма рефинансирования была снижена процентная ставка и сняты отраслевые ограничения. Наряду с этим был создан дополнительный льготный механизм рефинансирования с лимитом 500 млрд рублей. В значительной части новый механизм распространяется именно на поддержку кредитования малых и средних предприятий, но в то же время в его рамках было предусмотрено стимулирование кредитов на поддержку занятости (в том числе и для крупных предприятий) в увязке с правительственной программой по субсидированию банкам процентов по таким кредитам. Также были предоставлены регуляторные послабления для банков, предоставляющих кредиты данным категориям компаний <2>.

--------------------------------

<2> Более подробно см. на официальном сайте Банка России, http://www.cbr.ru/press/pr/?fle=27032020_145619dkp2020-03-27T14_55_46.htm

Поддержка ипотечного кредитования. Банк России принял ряд решений по регулированию, чтобы поддержать развитие ипотеки, а также компенсировать банкам снижение значений нормативов достаточности капитала, связанное с признанием убытков по ипотечным кредитам. Развитию ипотечного кредитования также будет способствовать решение Банка России о возможности ускоренного внедрения новой методики оценки кредитного риска по ипотеке и снижение макропруденциальных требований к капиталу по вновь предоставляемым ипотечным кредитам.

Поддержка потенциала финансового сектора по предоставлению ресурсов экономике. Банк России реализовал ряд решений по регулированию, преимущественно связанных с требованиями по достаточности капитала банков, которые были направлены на создание дополнительных возможностей по кредитованию экономики. Так, банкам была предоставлена возможность использовать надзорные буферы достаточности капитала, а также были смягчены отдельные макропруденциальные требования к достаточности капитала. В частности, Банк России распустил макропруденциальные буферы капитала по необеспеченным потребительским кредитам, выданным не позднее 31 августа 2019 года, а также снизил макропруденциальные надбавки к коэффициентам риска в нормативах достаточности капитала кредитных организаций по необеспеченным потребительским кредитам, выданным после 1 сентября 2020 года. Кроме того, Банк России рекомендовал кредитным организациям перенести решение о выплате дивидендов за 2019 год на август-сентябрь 2020 года.

Для поддержания кредитной активности банков были приняты временные решения в части порядка оценки активов, на состояние которых особенно существенно повлияла пандемия, включая реструктурированные кредиты и ценные бумаги. Дополнительно Банк России отложил введение ряда регулятивных требований, которое должно было произойти в ближайшее время <3>.

--------------------------------

<3> Полный список мер см. на официальном сайте Банка России, http://www.cbr.ru/vfs/fnstab/plan_limit_covid.pdf

Снижение регуляторной и административной нагрузки. В условиях пандемии Банк России приостановил проверки всех финансовых организаций и продлил сроки по выполнению ряда требований к кредитным организациям, участникам финансового рынка, субъектам рынка коллективных инвестиций и микрофинансовым институтам. Помимо этого, были приняты законодательные изменения для увеличения сроков и упрощения ряда процедур, регулирующих работу акционерных обществ.