2.1. Мониторинг и оценка ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 2592-р "Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года" Государственной комиссией определены следующие приоритетные для наблюдения и противодействия незаконному обороту промышленной продукции отрасли промышленности на территории Российской Федерации.

В краткосрочной перспективе:

1) пищевая промышленность;

2) легкая промышленность;

3) фармацевтическая промышленность;

4) медицинская промышленность;

5) автомобильная промышленность;

6) авиационная промышленность;

7) сельскохозяйственное машиностроение.

В среднесрочной перспективе:

1) топливная промышленность;

2) химическая промышленность;

3) электронная промышленность;

4) кабельно-проводниковая промышленность;

5) производство строительных материалов;

6) индустрия детских товаров;

7) машиностроение.

Данные приоритетные отрасли промышленности могут быть использованы Комиссией как основные для наблюдения и противодействия незаконному обороту промышленной продукции с учетом отраслевой специфики региона.

Для определения отраслевой специфики конкретного субъекта Российской Федерации необходимо проводить мониторинг для составления оценки ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции.

При проведении мониторинга особое внимание стоит уделять:

- перемещению промышленных товаров через таможенную границу;

- нарушениям, связанным с таможенным законодательством

В целях сбора информации, необходимой для проведения мониторинга и последующей оценки ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции аппарат Комиссии направляет запросы:

- членам Комиссии;

- территориальным органам исполнительной власти;

- Федеральным органам исполнительной власти;

- органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- органам местного самоуправления;

- общественным объединениям и организациям.

В случае непредоставления в аппарат Комиссии запрашиваемой информации, предоставления данной информации не в полном объеме, со значительным нарушением сроков или предоставления информации, не позволяющей ее использовать для мониторинга и оценки, аппарат Комиссии прорабатывает данный вопрос с ответственными исполнителями в органах государственной власти и иных организациях посредством направления соответствующих писем и (или) проведения заседаний.

В настоящее время органами исполнительной власти централизованно формируются следующие статистические данные:

а) форма N 1-КЧ (рынок) "Сведения о качестве проинспектированных потребительских товаров и нарушениях норм и правил торговли на розничных рынках" (сведения формируются Роспотребнадзором);

б) форма N "5-КФ" (сведения формируются ФКУ "ГИАЦ МВД России");

в) форма N "3-АЛК" (сведения формируются МВД России, ФНС России и ФТС России).

Кроме того, аппарат Комиссии может запрашивать у органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации информацию о возбужденных и рассмотренных уголовных делах, и делах об административных правонарушениях. Дополнительно, в целях мониторинга и оценки ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции, аппарат Комиссии может запрашивать аналитические и иные материалы, подготовленные общественными и экспертными объединениями и организациями.

В рамках мониторинга и оценки ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции на территории субъекта Российской Федерации необходимо проанализировать следующие факторы:

- объемы незаконного оборота промышленной продукции на территории субъекта Российской Федерации в приоритетных отраслях промышленности;

- выявление актуальных технологий, схем, моделей незаконного оборота промышленной продукции, применяемых недобросовестными участниками рынка;

- эффективность применяемых мер борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции, в том числе контрольно-надзорной деятельности;

- необходимость внедрения современных механизмов, направленных на пресечение незаконного оборота промышленной продукции;

- оценку социально-экономических и иных процессов в субъекте Российской Федерации, оказывающих влияние на развитие ситуации в указанной сфере;

- уровень потребительской грамотности населения субъекта Российской Федерации в сфере потребления промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте, а также уровень потребительской лояльности к фальсифицированной и контрафактной продукции.

При проведении сводного анализа информации, полученной в ходе мониторинга, необходимо учитывать географию отраслей промышленности на территории субъекта Российской Федерации и трансграничные факторы (близость к таможенной границе Российской Федерации, проблематику соседних регионов, транзитные коридоры перемещения промышленной продукции, внешнеэкономические связи и пр.).