приказом Министерства
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 18.11.2020 N 601
В расчете показателя значение 2019 года принято за базовое (100%). Значение в абсолютном выражении за 2019 год оценивается на уровне 300 - 400 млрд руб. Точный расчет будет возможен после поступления сведений из деклараций по страховым взносам за 2019 год от ФНС России (запрошены письмом Минкомсвязи России от 19.08.2020 N МП-П11-085-22907).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" вложения в отечественные ИТ-решения должны вырасти в 4 раза к 2030 году относительно уровня 2019 года, что соответствует плановому среднегодовому темпу прироста в 13%.
5.4. Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года, % |
||||||||||||
Плановая динамика по годам в период с 2019 по 2030 год сформирована с учетом следующих факторов и предпосылок.
1. Согласно модели развития ИТ-отрасли до 2030 года, построенной с учетом ретроспективных данных и макроэкономического прогноза <1>, рост ИТ-отрасли в целом прогнозируется на уровне 2,75 раза за период 2019 - 2030 гг. (это обеспечивается за счет роста экономики в целом и за счет роста доли ИТ-отрасли в ней). Для достижения национальной цели (рост в 4 раза к 2030 году) продажи отечественных ИТ-решений должны расти в среднем в 1,5 раза быстрее, чем вся ИТ-отрасль, включающая иностранное ПО, за счет импортозамещения и роста конкурентоспособности отечественных разработок на мировом рынке.
--------------------------------
<1> Модель разработана в июле 2020 г. и использовалась для обоснования "налогового маневра" в ИТ-отрасли, впоследствии зафиксированного в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Модель включает такие параметры, как: ВДС, отгрузка, численность работников, инвестиции, прибыль, экспорт и импорт ИТ-отрасли. Модель учитывает прогноз ВВП России, курса доллара, динамику несырьевого экспорта и импорта по оценкам Минэкономразвития России.
(аналог выручки), млрд руб. |
||||||||||||
2. В связи с кризисными явлениями в 2020 г. и сокращением ИТ-бюджетов заказчиков из отраслей российский ИТ-рынок и доходы ИТ-отрасли сократятся на 8% от уровня 2019 года. Об этом свидетельствуют:
модельные оценки по ИТ-отрасли, учитывающие макроэкономические факторы (включая прогноз падения ВВП и инвестиций) в 2020 г. и исторические данные о реакции ИТ-отрасли на кризисы 2008 - 2009, 2014 - 2015 гг.;
данные Банка России о входящих денежных потоках в ИТ-отрасли (в апреле - августе 2020 г. они были в среднем на 30% ниже "нормального" докризисного уровня) <2>;
--------------------------------
<2> https://cbr.ru/analytics/finflows/
результаты проводимого Минцифры России мониторинга положения системообразующих предприятий в сфере ИТ;
результаты опросов ИТ-компаний (проводились РУССОФТ в мае 2020 г.) <3>;
--------------------------------
<3> https://russoft.org/wp-content/uploads/2020/05/Ekspress-opros-RUSSOFT-15.05.2020.pdf
прогноз IDC по российскому ИТ-рынку (падение на 8,2% в долларовом выражении, но с учетом аппаратной составляющей) <4>.
--------------------------------
<4> https://d-russia.ru/idc-prognoziruet-padenie-rossijskogo-it-rynka-v-2020-godu-na-8-2-vmesto-ozhidavshihsja-30.html
С учетом общего падения ИТ-рынка на 8% вложения в отечественные ИТ-решения могут сократиться на сопоставимую величину, несмотря на меры поддержки отечественных разработчиков, т.к. эффект поддержки, вероятнее всего, начнет проявляться не ранее 2021 года (в том числе из-за того, что налоговые льготы начнут действовать только с 2021 года).
3. По предварительным оценкам (до получения точных ретроспективных данных от ФНС России), в период 2015 - 2019 гг. продажи отечественных ИТ-решений выросли более чем в 2 раза, т.е. среднегодовой прирост составлял около 21%.
--------------------------------
<5> Данные бухгалтерской отчетности из системы СПАРК по топ-431 компаний из 790, по которым сделан запрос в ФНС России и которые составляют выборку, сформированную по двум критериям 1) аккредитованные ИТ-компании, подтверждавшие право на льготу по страховым взносам, включая получение 90% доходов от ИТ-деятельности; 2) правообладатели из Реестра отечественного ПО". По оценкам, выборка в топ-431 компаний покрывает не менее 70% выручки всех 790 компаний. Точные данные по всем 790 компаниям возможно получить только от ФНС России.
Аналогичный темп прироста возможен в период 2021 - 2024 гг., в том числе в связи с посткризисным восстановлением спроса, а также эффектом от запуска мер поддержки в рамках НП "Цифровая экономика", реализацией программ импортозамещения ПО в госсекторе и госкомпаниях, а также опережающим ростом отечественных ИТ-компаний благодаря налоговым льготам. Затем вероятно наступление "предела импортозамещения", из-за чего темп прироста продаж отечественного ПО будет ограничен темпом роста ИТ-рынка в целом.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей