Контрольные мероприятия антимонопольных органов

Для реализации конституционных целей государственной экономической политики и исходя из необходимости защиты прав и свобод лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, принят ряд федеральных законов, включая Федеральный закон "О защите конкуренции", а также сформирована система федеральных органов исполнительной власти по контролю за их соблюдением. В настоящее время полномочиями по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства наделена Федеральная антимонопольная служба. К ее функциям относится обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими задачи антимонопольного контроля органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения; предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства; осуществление государственного контроля за экономической концентрацией. В этой связи Федеральная антимонопольная служба наделена соответствующими полномочиями, к числу которых относятся полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, привлечению к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами (Определение от 26 ноября 2018 года N 3063-О).

Определяя организационные и правовые основы защиты конкуренции, Федеральный закон "О защите конкуренции", указывает Конституционный Суд, устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Для этих целей называются наиболее распространенные виды злоупотреблений доминирующим положением, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, а также ущемление интересов других лиц. Юридическая оценка соответствующих действий хозяйствующих субъектов должна осуществляться не произвольно, а в любом случае с учетом системного анализа правовых предписаний, содержащих элементы антимонопольного регулирования применительно к конкретным отраслям промышленности (Определение от 28 июня 2018 года N 1577-О) <1>.

--------------------------------

<1> См. также: Определение от 29 января 2015 года N 185-О.

В том числе, отмечается в решениях Конституционного Суда, реформирование электроэнергетики Российской Федерации, базируясь на таких принципах, как демонополизация и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг, предполагает отделение - в целях создания равных конкурентных условий - деятельности по передаче и распределению электроэнергии от других видов деятельности путем образования отдельного юридического лица (Определение от 28 февраля 2019 года N 282-О) <2>.

--------------------------------

<2> См. также: определения от 8 февраля 2007 года N 274-О-О, от 28 февраля 2017 года N 366-О.

При разрешении вопроса о наличии или отсутствии нарушения законодательства необходим системный учет правовых предписаний, затрагивающих антимонопольное регулирование применительно к конкретным отраслям экономики. В том числе должно быть собрано достаточное количество доказательств и полно (всесторонне) установлены фактические обстоятельства (Определение от 26 ноября 2018 года N 3063-О) <3>.

--------------------------------

<3> См. также: Постановление от 24 июня 2009 года N 11-П; Определение от 29 января 2015 года N 185-О.