Конституционные основы уголовной ответственности

Федеральный законодатель, реализуя принадлежащие ему полномочия, правомочен как устанавливать в законе ответственность за уголовные правонарушения, так и устранять ее, а также определять, какие меры государственного принуждения подлежат использованию в качестве средств реагирования на те или иные деяния и при каких условиях возможен отказ от их применения (Определение от 26 марта 2019 года N 650-О) <1>. Вместе с тем любое преступление, а равно наказание за его совершение, как неоднократно отмечал Конституционный Суд, должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя непосредственно из текста соответствующей нормы - в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, - каждый мог предвидеть уголовно-правовые последствия своих действий либо бездействия.

--------------------------------

<1> См.: определения от 21 июня 2011 года N 860-О-О, от 16 июля 2013 года N 1226-О, от 29 марта 2016 года N 634-О, от 28 февраля 2017 года N 459-О.

Являясь исключительной формой публично-правового реагирования на противоправное поведение, меры уголовной ответственности подлежат применению лишь при невозможности обеспечить должную охрану общественных отношений с помощью правовых средств иной отраслевой принадлежности. В силу конституционных предписаний (часть 2 статьи 54), основанных на принципе nullum crimen, nulla poena sine lege (нет ни преступления, ни наказания без указания на то в законе), в сфере уголовно-правового регулирования особое значение приобретает соблюдение правовой определенности. Конституционная обоснованность мер уголовной ответственности предопределяется тем, насколько опасность деяния действительно требует его криминализации; насколько меры ответственности пропорциональны характеру и степени общественной опасности данного преступления; насколько составообразующие признаки, позволяющие отграничивать совершенное деяние от иных противоправных, а тем более законных деяний, недвусмысленно определены в уголовном законе, а также насколько непротиворечиво он соотносится с общей системой правового регулирования <2>.

--------------------------------

<2> См.: постановления от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 июня 2014 года N 18-П, от 16 июля 2015 года N 22-П.

Конституционные предписания о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (статья 54), подчеркивается в решениях Конституционного Суда, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и обязательны как для законодателя, так и для правоприменительных органов, в том числе судов. Принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель обязан предусмотреть механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания. В развитие конституционных положений законодатель предусмотрел в статье 9 УК РФ, что преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния, которым признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий, а также конкретизировал правила обратной силы уголовного закона в части первой статьи 10 УК РФ: уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость, а уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (постановления от 17 января 2018 года N 3-П, от 9 июля 2019 года N 27-П) <1>.

--------------------------------

<1> См. также: постановления от 20 апреля 2006 года N 4-П, от 14 июля 2015 года N 20-П.

Формальные признаки преступного деяния, указываемые в Особенной части УК РФ, непреложны для суда, обязанного руководствоваться ими при квалификации любого преступления. Тем не менее их выявление само по себе не всегда предопределяет признание деяния преступным. Содеянное в силу поведения самого виновного может не достигать уровня опасности, оправдывающего уголовное преследование. В этой связи суду на основе объективной и всесторонней оценки необходимо учитывать все обстоятельства содеянного, характеризующие личность правонарушителя, степень его вины в совершении инкриминируемого деяния, а также иные имеющие значение для правильного разрешения конкретного дела факты, в том числе уменьшающие общественную опасность преступления до такого уровня, который позволяет освободить лицо - принимая во внимание, в частности, его поведение, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств - от уголовной ответственности или от наказания либо признать это деяние малозначительным (Постановление от 27 февраля 2020 года N 10-П).