Соразмерность наказания совершенному правонарушению

Конституционные требования справедливости и соразмерности предопределяют, по общему правилу, необходимость дифференциации юридической ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при выборе той или иной меры государственного принуждения (Определение от 27 февраля 2018 года N 525-О) <2>.

--------------------------------

<2> См. также: постановления от 15 июля 1999 года N 11-П, от 29 июня 2012 года N 16-П.

Меры административной ответственности и правила их применения должны не только отвечать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, личности правонарушителя и степени вины, гарантируя адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к ответственности, тому вреду, который был причинен в результате правонарушения (Постановление от 18 января 2019 года N 5-П) <3>.

--------------------------------

<3> См. также: постановления от 25 января 2001 года N 1-П, от 17 июля 2002 года N 13-П, от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 18 мая 2012 года N 12-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П.

Предусмотренные законом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства предписаний (Определение от 17 июля 2018 года N 1692-О).

Ранее Конституционным Судом многократно проверялась конституционность положений КоАП РФ, закрепляющих размеры административных штрафов за отдельные административные правонарушения. <4> Выводы, сформулированные в соответствующих решениях, имея принципиальное значение для законодательного регулирования количественных параметров административных штрафов, в том числе налагаемые на хозяйственные общества, получили дальнейшее развитие в решениях рассматриваемого периода.

--------------------------------

<4> См.: постановления от 17 января 2013 года N 1-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П, от 8 апреля 2014 года N 10-П; определения от 15 сентября 2015 года N 1828-О, от 29 марта 2016 года N 461-О.

Применение мер ответственности без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и конституционно выраженным идеям справедливости и гуманизма, несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за правонарушения; обязательным признаком состава административного правонарушения и, как следствие, основанием административной ответственности является наличие вины привлекаемого к ней лица; иная интерпретация условий наступления административной ответственности, допускающая наложение административного наказания за действия (бездействие) при наличии лишь признаков объективной стороны состава административного правонарушения, противоречит вытекающему из статьи 49 Конституции принципу виновной ответственности за такого рода деликты, приводит к объективному вменению и в конечном счете - в нарушение принципа юридического равенства - к несоразмерному ограничению прав и свобод (Определение от 27 марта 2018 года N 633-О) <1>.

--------------------------------

<1> См. также: постановления от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П, от 31 мая 2016 года N 14-П.

Проверяя конституционность части второй статьи 67 Трудового кодекса РФ и абзаца первого пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в их системной связи с положениями трудового законодательства, определяющими порядок заключения и изменения трудового договора), Конституционный Суд подчеркнул, что при установлении административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина, в том числе предусматривая административную ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином, закон предполагает обязанность работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином. Обязанность же работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять указанный орган о любых изменениях определенных сторонами условий трудового договора, заключенного с иностранным гражданином (в том числе о поручении такому работнику иной оплачиваемой работы у того же работодателя, а также об изменении адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность), законом не предусмотрена. Соответственно, данные законоположения не могут быть истолкованы как предполагающие возложение на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязанности по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о каждом факте поручения такому иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность, поскольку это предполагает лишь изменение условий ранее заключенного с иностранным гражданином трудового договора. Иное означало бы расширительное толкование как обязанности работодателя, установленной в целях контроля за использованием иностранной рабочей силы, так и объективной стороны состава административного правонарушения, являющегося основанием для привлечения работодателя к административной ответственности, по сравнению с тем, как она предусмотрена законом. Тем самым на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, фактически возлагалась бы административная ответственность за деяние, которое прямо не запрещено законом, что противоречит предписаниям статьи 54 (часть 2) Конституции, исключающей возможность наступления юридической ответственности за деяние, не признаваемое правонарушением на момент его совершения (Постановление от 4 февраля 2020 года N 7-П).

С учетом правовой позиции Конституционного Суда о том, что наличие вины как обязательного элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из базовых принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие требования при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности, подлежат применению и меры административной ответственности за использование земельных участков не по целевому назначению (часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ), направленные на охрану окружающей среды и природопользования (Определение от 17 июля 2018 года N 1692-О) <1>.

--------------------------------

<1> Постановления от 7 июня 2000 года N 10-П, от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 17 июля 2002 года N 13-П; определения от 9 апреля 2003 года N 172-О, от 6 июля 2010 года N 934-О-О, от 19 ноября 2015 года N 2732-О.

Ввиду интенсивных изменений, которым подвергается регулирование административной ответственности, конституционно-правовые дефекты привносятся в те законоположения, чья конституционность ранее уже была подтверждена. Так, отсутствие возможности снижения административного наказания ниже низшего предела не рассматривалось первоначально в качестве конституционно значимой проблемы, поскольку относительно невысокие санкции с возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установление законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности - позволяли правоприменителю соблюдать конституционные принципы справедливости и соразмерности при назначении административного наказания. В этой связи снижение минимального размера административного наказания рассматривалось Конституционным Судом в контексте дискреционных полномочий законодателя <2>.

--------------------------------

<2> См.: определения от 9 апреля 2003 года N 116-О, от 5 ноября 2003 года N 349-О, от 16 июля 2009 года N 919-О-О.

Однако в дальнейшем размер административного штрафа за многие виды административных правонарушений значительно увеличился, в том числе возрос его нижний порог. В этих обстоятельствах возможность соблюдения правоприменителем названных выше конституционных принципов оказалась под угрозой: даже назначение административного штрафа в размере, определяемом низшим пределом санкции, ощутимо отражалось на имущественном положении некоторых категорий юридических лиц, в частности малых предприятий.

Столь существенное - с точки зрения защиты конституционных прав предпринимателей - изменение законодательства об административных правонарушениях, имея в виду в том числе введение в КоАП РФ новых составов административных правонарушений, включая их перенос из других кодифицированных актов, потребовало проверки Конституционным Судом соответствующих административно-деликтных норм в системе действующего правового регулирования (которое по-прежнему исключало установление административного наказания ниже низшего предела санкции) с точки зрения обеспечения соразмерности наказания совершенному правонарушению.

В частности, по результатам проверки части 5 статьи 19.8 КоАП РФ в связи с жалобой хозяйственного общества, подвергшегося за несвоевременное сообщение статистических сведений штрафу, уплата которого ставила его на грань банкротства, была признана неконституционность законоположения, предусматривающего возможность привлечения юридического лица к административной ответственности в виде административного штрафа в пределах от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля, поскольку значительный минимальный размер административного штрафа при невозможности назначения административного наказания ниже низшего предела соответствующей санкции не позволял во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела обстоятельства и тем самым - обеспечить справедливость наказания <1>. Антимонопольным органам и судам было позволено, руководствуясь правовой позицией Конституционного Суда, снижать размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу за совершение соответствующего правонарушения.

--------------------------------

<1> Постановление от 17 января 2013 года N 1-П.

Так как и по некоторым другим составам административных правонарушений законодателем были введены для юридических лиц штрафы, заметно превосходящие по размеру штрафы за административные правонарушения в иных областях правового регулирования, ввиду чего уплата подобных штрафов даже в их нижнем размере нередко превосходила возможности отдельно взятых хозяйствующих субъектов, приобретая характер чрезмерного взыскания, Конституционным Судом была высказана правовая позиция, ориентирующая законодателя: при введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных штрафов в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности лица. Такой учет, как отметил Конституционный Суд, может осуществляться различными способами, в том числе путем установления дифференциации размера штрафных санкций, более мягких альтернативных санкций за конкретные виды административных правонарушений, правил замены конкретных санкций более мягкими, включая назначение административного наказания ниже низшего предела <2>. Тем самым законодатель должен был учесть и отразить в регулировании возможные на практике ситуации, при которых правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств может прийти к выводу о несоразмерности наказания даже в его низшем размере характеру совершенного административного правонарушения.

--------------------------------

<2> Согласно Постановлению от 17 января 2013 года N 1-П назначение административного наказания ниже низшего предела санкции, предусмотренной за совершение того или иного административного правонарушения, когда оно будет предусмотрено законом, должно применяться только в исключительных случаях, которые должны быть четко зафиксированы в законе. Снижение правоприменителем наказания ниже низшего предела во избежание коррупционных рисков требует опоры на нормативные положения, отсутствующие на дату принятия этого решения в законодательстве (показатели имущественного и финансового положения юридических лиц, дающие основание для смягчения наказания ниже низшего предела; допустимые размеры снижения наказаний и т.п.).

В дальнейшем в развитие данного подхода была признана неконституционность ряда положений Особенной части КоАП РФ с предписанием федеральному законодателю принять необходимые изменения в законодательство об административных правонарушениях и допущением впредь до их внесения снижать размер штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение любого административного правонарушения (а не только тех, которые предусматривались оспариваемыми нормами) ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц санкцией соответствующей нормы, в случае, если минимальный размер штрафа за совершение этих правонарушений установлен в сумме ста тысяч рублей и более <1>.

--------------------------------

<1> Постановление от 25 февраля 2014 года N 4-П.

Во исполнение предписанного был принят Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 515-ФЗ, дополнивший статью 4.1 КоАП РФ частями 2.2, 2.3, 3.2 и 3.3, предусматривающими возможность снижения административного штрафа ниже низшего предела за те правонарушения, минимальный размер штрафа за совершение которых для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, а для юридических лиц - не менее ста тысяч рублей.

Как было также разъяснено Конституционным Судом, положения КоАП РФ, устанавливающие, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица, приняты в рамках дискреционных полномочий федерального законодателя с учетом специфики охраняемых оспариваемыми нормами отношений в сфере безопасности дорожного движения, подлежат применению во взаимосвязи со статьей 4.1 "Общие правила назначения административного наказания" КоАП РФ, согласно которой при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей нормой КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (Определение от 25 января 2018 года N 22-О).

Таким образом, в административно-деликтном механизме появилось инициированное органом конституционного нормоконтроля новое средство обеспечения справедливости и соразмерности при назначении административных наказаний, возлагаемых в том числе и на субъектов предпринимательской деятельности, а именно возможность снижения административного штрафа ниже низшего предела.

В настоящее время соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено наличием диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, а также иными возможностями смягчения административной ответственности, в том числе назначением административного штрафа в размере ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции (Определение от 28 ноября 2019 года N 2983-О).

Согласно указанию Конституционного Суда федеральный законодатель - в рамках проведения государственной политики в сфере контрольно-надзорной деятельности - не лишен возможности устанавливать специальные условия привлечения к административной ответственности субъектов малого и среднего бизнеса, а также их руководителей и работников (совершивших правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных функций) в целях предотвращения в отношении указанных субъектов чрезмерного административного принуждения. Установление особых условий (специальных правил) назначения административных наказаний, предусматривающих замену административного штрафа на предупреждение, не лишено разумного обоснования и не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодатели и не нарушает конституционный принцип юридического равенства (Определение от 28 февраля 2019 года N 285-О) <1>.

--------------------------------

<1> См.: определения от 21 сентября 2017 года N 1790-О, от 10 октября 2017 года N 2255-О.

Особый порядок привлечения к ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи (протоколы об административных правонарушениях не составляются, а постановления по делам об административных правонарушениях выносятся уполномоченными органами без участия привлекаемых к ответственности лиц), означает, как было указано Конституционным Судом, что уполномоченные органы не обязаны доказывать вину собственников (владельцев) транспортных средств при вынесении в отношении них постановлений по делам об административных правонарушениях. <2> Возложение в этом случае ответственности именно на собственников (владельцев) тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств обусловлено особенностями фиксации соответствующих правонарушений, при которой устанавливается, что правонарушение совершено с использованием конкретного транспортного средства, а на основе данных государственного регистрационного учета транспортных средств может быть определен его собственник (владелец). Такой способ фиксации - с предоставлением собственникам (владельцам) транспортных средств возможности доказывать свою невиновность - сам по себе не противоречит Конституции, его введение в законодательство об административных правонарушениях относится к дискреции федерального законодателя, который для более эффективного противодействия противоправным посягательствам вправе, осуществляя нормативное регулирование, учесть современный уровень развития технических средств выявления запрещенных деяний. С учетом этого Конституционный Суд признал, что часть 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ не противоречит Конституции постольку, поскольку она не предполагает в качестве основания для освобождения от административной ответственности собственника (владельца) транспортного средства то обстоятельство, что в момент совершения соответствующего правонарушения это транспортное средство управлялось иным лицом, выполнявшим по трудовому договору с его собственником (владельцем) функции водителя этого транспортного средства. Вместе с тем данные законоположения были признаны не соответствующими Конституции в той мере, в какой ими устанавливался административный штраф для собственников (владельцев) тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, привлекаемых к административной ответственности в случае фиксации совершенных ими правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, в размере, равном максимальному пределу административного штрафа для юридических лиц (лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), предусмотренного соответствующей частью той же статьи (Постановление от 18 января 2019 года N 5-П).

--------------------------------

<2> Определение от 7 декабря 2010 года N 1621-О-О.

Отдельные поступающие в Конституционный Суд обращения субъектов предпринимательской деятельности вызваны несвоевременным внесением требуемых изменений в действующее регулирование во исполнение уже принятых Конституционным Судом решений. В частности, как отмечается в Определении от 24 октября 2019 года N 2924-О, вопрос о соответствии Конституции положений статьи 2.6.1 и части 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ был ранее разрешен в Постановлении от 18 января 2019 года N 5-П. Оспоренное регулирование было признано не соответствующим Конституции в той мере, в какой им устанавливался административный штраф для собственников (владельцев) тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, привлекаемых к административной ответственности в случае фиксации совершенных ими административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, в размере, равном максимальному пределу административного штрафа для юридических лиц (лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), предусмотренного соответствующей частью той же статьи. Федеральному законодателю было предписано внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения. Впредь до их внесения в КоАП РФ административный штраф, назначаемый собственнику (владельцу) тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства за совершение административных правонарушений, предусмотренных названными положениями данного Кодекса в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, согласно указанию Конституционного Суда, должен быть наименьшим в пределах размера штрафа для юридического лица, установленного соответствующей частью той же статьи.

Как и прежде, значительное место в конституционно-судебной практике занимали вопросы привлечения к налоговой ответственности и обеспечения ее надлежащей индивидуализации.

Как было разъяснено Конституционным Судом, ранее сформулированная им правовая позиция о том, что правонарушение - непременное основание для всех видов юридической ответственности, при этом содержание конкретных составов правонарушений в публично-правовой сфере должно согласовываться с принципами правового государства во взаимоотношениях его с физическими и юридическими лицами, в полной мере применима к ответственности за налоговое правонарушение. При этом необходимость установления вины налогоплательщика для привлечения его к ответственности прямо предписана Налоговым кодексом РФ; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения, отмечает Конституционный Суд, относится к обстоятельствам, исключающим привлечение его к ответственности (Определение от 27 февраля 2020 года N 491-О) <1>.

--------------------------------

<1> См. также: Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П.

По результатам проверки конституционности положений пункта 4 статьи 81 и статьи 123 Налогового кодекса РФ, осуществленной в связи с жалобой хозяйственного общества, был разрешен вопрос о возможности привлечения налогового агента к ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет удержанного налога на доходы физических лиц в случае уплаты им задолженности по соответствующему налогу вместе с пени до окончания налогового периода и до подачи в налоговый орган достоверных расчетов по налогу на доходы физических лиц. Налоговый агент, привлекаемый к ответственности за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, как было подчеркнуто Конституционным Судом, в любом случае вправе рассчитывать на возможность установления в его деле существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию наказания, в частности на учет правоприменителем смягчающих ответственность обстоятельств. Система налогообложения основывается на информации о доходах, представляемой самим налогоплательщиком, что подразумевает достоверность декларирования налогов. Освобождение от ответственности налогоплательщика, представившего уточненную налоговую декларацию после проведения выездной налоговой проверки, которая не выявила в его отчетности ошибок и нарушений, обусловливается не уплатой им недостающих сумм налога и пеней, но одним лишь исправлением соответствующих сведений. В то же время предусматривается ответственность в виде штрафа не за нарушения, допущенные налоговым агентом в части достоверности представленных расчетов, а за недоимку независимо от причин ее возникновения. При подобном определении состава налогового правонарушения налоговый агент как ответственное лицо, обязанное к достоверному декларированию налогов, имеет основания полагать, что отказ в освобождении от налоговой ответственности влечет именно неуплата налога и пеней безотносительно к тому, ошибочна или безупречна представленная им налоговая отчетность. Тем более если недоимка допущена без искажения налоговой отчетности и непреднамеренно, т.е. добровольно уплачена и компенсирована пенями прежде, чем налогоплательщику стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки. Поэтому положения налогового законодательства не могут препятствовать освобождению от ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет налогов, если налоговый агент, предоставивший правильную отчетность, самостоятельно уплатил необходимые суммы, а несвоевременное перечисление средств стало результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер (Постановление от 6 февраля 2018 года N 6-П).

Помимо того, как неоднократно указывал Конституционный Суд, обеспечивая исполнение уплаты налогов как публичной обязанности и возмещение ущерба, понесенного казной от ее неисполнения, государство вправе устанавливать меры принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога), так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве меры ответственности дополнительные выплаты. При выборе данных мер государство ограничено требованиями необходимости и соразмерности; предусматривающий такие меры налоговый закон должен быть конкретным и понятным, исключающим какую-либо неопределенность, которая может приводить к произволу властей в отношении налогоплательщиков (Определение от 27 февраля 2018 года N 526-О) <1>.

--------------------------------

<1> См. также: постановления от 17 декабря 1996 года N 20-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 14 июля 2005 года N 9-П, от 19 января 2016 года N 2-П.

Таким образом, соразмерность юридической ответственности серьезности правонарушения и значимости защищаемых интересов, конкретизируя принцип справедливости, предполагает дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, определяющих индивидуализацию взыскания <2>. К опасной несогласованности нормативного регулирования ведет необоснованная либо, напротив, недостаточная дифференциация мер юридической ответственности, в частности, повышение размеров административных наказаний, не предусматривающее одновременно способов их индивидуализации (например, назначение наказания ниже низшего предела санкции, введение квалифицированных составов правонарушений и т.п.). Умаляя право собственности и свободу предпринимательства, возлагаемые на предпринимателей чрезмерные административные штрафы превращаются из средств предупреждения нарушений законодательства в инструменты подавления экономической самостоятельности и инициативы. Обременяя субъекты среднего и малого предпринимательства, не соотносимые с совершенным правонарушением административные санкции чреваты избыточными, принимая во внимание конституционные цели юридической ответственности, последствиями, вплоть до вынужденной ликвидации хозяйствующих субъектов как таковых.

--------------------------------

<2> Постановление от 15 июля 1999 года N 11-П.

В целом, по смыслу выражаемых Конституционным Судом позиций, фундаментальное требование справедливости предопределяет дифференциацию публично-правовой, в том числе административной, ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств. Обеспечивая обусловленную конституционными принципами юридической ответственности индивидуализацию наказания, учет критерия соразмерности при установлении законодателем (а также в каждом конкретном случае их определения правоприменителем) размеров административных штрафов исключает избыточное ограничение права собственности и имущественных интересов привлекаемых к административной ответственности предпринимателей. При возложении на хозяйствующего субъекта соответствующей ответственности и, в частности, назначении административного наказания юрисдикционным органам следует учитывать обстоятельства конкретных дел, надлежащим образом используя в этих целях свои дискреционные полномочия.