<Письмо> ФАС России от 01.10.2021 N ВК/83332/21 "Разъяснение о порядке внесения изменений в концессионное соглашение в связи с принятием Правительством Российской Федерации решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения в соответствии с пунктом 41 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2021 году, утвержденного приказом ФАС России от 14.04.2021 N 348/21"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 1 октября 2021 г. N ВК/83332/21

РАЗЪЯСНЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ

В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЯ ОБ ОТНЕСЕНИИ ПОСЕЛЕНИЯ, ГОРОДСКОГО ОКРУГА К ЦЕНОВОЙ

ЗОНЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ 41 ПЛАНА

ОКАЗАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОРГАНАМ

ФАС РОССИИ В 2021 ГОДУ, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ

ФАС РОССИИ ОТ 14.04.2021 N 348/21

Федеральная антимонопольная служба во исполнение пункта 41 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2021 году, утвержденного приказом ФАС России от 14.04.2021 N 348/21, сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) под ценовыми зонами теплоснабжения понимаются поселения, городские округа, которые определяются в соответствии со статьей 23.3 Закона о теплоснабжении и в которых цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения потребителям, ограничены предельным уровнем цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, за исключением случаев, Законом о теплоснабжении.

В ценовых зонах теплоснабжения устанавливаются особенности ценообразования на товары, услуги (статьи 23.4 - 23.6 Закона о теплоснабжении).

Так, цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по договорам теплоснабжения, заключенным с единой теплоснабжающей организацией, определяются соглашением сторон договора, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определяемым соглашением сторон договора.

Указанные организации заключают договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя по ценам, определяемым соглашением сторон договора.

Однако согласно части 7.1 статьи 29 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленные в ценовых зонах теплоснабжения (в том числе в поселениях, городских округах до отнесения их к ценовым зонам теплоснабжения) на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, или метода индексации установленных тарифов, или метода сравнения аналогов), за исключением долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера), включенных в договор аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности (концессионное соглашение), заключенный с теплоснабжающими организациями, которым не присвоен статус единой теплоснабжающей организации, и теплосетевыми организациями, действуют до окончания переходного периода.

Следовательно, после окончания переходного периода тарифы единой теплоснабжающей организации, установленные на основании долгосрочных параметров регулирования концессионера согласно действующему законодательству, прекращают свое действие.

Вместе с тем в концессионном соглашении продолжают сохраняться условия, обязывающие единую теплоснабжающую организацию реализовывать производимые товары, оказывать услуги по регулируемым ценам (тарифам), устанавливаемым на основании долгосрочных параметров регулирования концессионера, что будет не соответствовать порядку ценообразования после окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения.

Под переходным периодом в ценовых зонах теплоснабжения понимается период, который начинается со дня вступления в силу решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, принятого в соответствии со статьей 23.3 Закона о теплоснабжении, и заканчивается в день вступления в силу решения об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), принятого в соответствии со статьей 23.6 Закона о теплоснабжении.

В соответствии с частью 4 статьи 23.3 Закона о теплоснабжении совместное обращение об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения и согласие высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, указанные в части 1 данной статьи, направляются исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, с приложением иных документов, подтверждающих выполнение критериев, указанных в части 1 данной статьи. Решение об отнесении или не отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения принимается Правительством Российской Федерации на основании предложения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, об отнесении или не отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, которое должно включать в себя в том числе заключение о соответствии или несоответствии поселения, городского округа установленным частью 1 данной статьи критериям и рекомендацию об отнесении или не отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения и которое подготовлено в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, решение об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения принимается Правительством Российской Федерации в виде распоряжения Правительства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Законом о концессионных соглашениях, когда предварительное согласие антимонопольного органа не требуется.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 N 368 утверждены Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения (далее - Правила), устанавливающие, в том числе порядок и условия получения согласия антимонопольного органа для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в случаях, предусмотренных статьей 43 Закона о концессионных соглашениях.

Пунктом 2 Правил установлены основания согласования антимонопольным органом изменений условий концессионного соглашения.

Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется, в том числе при вступлении в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в связи с которыми стороны концессионного соглашения оказываются неспособными выполнить принятые на себя обязательства.

Для согласования изменений условий концессионного соглашения заявитель (концедент или концессионер) представляет в антимонопольный орган заявление и документы, в соответствии с требованиями, установленными пунктами 5 - 7 Правил.

Таким образом, принятие Правительством Российской Федерации решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения и утверждение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) само по себе не может являться основанием для согласования антимонопольным органом изменения условий концессионного соглашения.

В силу подпункта "б" пункта 2 Правил основанием согласования изменения условий концессионного соглашения является неспособность сторон концессионного соглашения выполнить принятые на себя обязательства в связи с принятием нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

При этом обращаем внимание, что изменения должны вноситься в условия концессионного соглашения, обязательства по которым стороны концессионного соглашения неспособны выполнить, в связи с вступлением в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Перечень оснований для отказа в согласовании изменений условий концессионного соглашения установлен в пункте 14 Правил.

В.Г.КОРОЛЕВ