V. Приоритетные формы эколого-просветительской деятельности, направленной на различные целевые группы

5.1. Приоритетными формами взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области экологического просвещения рекомендуется считать:

проведение деловых встреч, совещаний, круглых столов, семинаров и форумов с использованием потенциала ООПТ, площадок туристской и эколого-просветительской инфраструктуры ООПТ;

участие в международных мероприятиях и проведении всероссийских мероприятий с целью популяризации системы ООПТ и обмена лучшими природоохранными практиками;

организация фотовыставок, кинопоказов, интерактивных экспозиций с демонстрацией мультимедийной продукции ООПТ;

размещение информационных стендов, фотовыставок, "уголков природы", мультимедийной продукции ООПТ, в том числе в офисах органов государственной власти и органов местного самоуправления, на общественных пространствах;

включение вопросов ведения эколого-просветительской деятельности на ООПТ в региональные ведомственные планы и программы, а также стратегии социально-экономического развития регионов;

вовлечение представителей органов исполнительной и муниципальной власти в разработку и реализацию совместных программ в области экологического просвещения;

подготовку специальных информационных материалов целевого назначения о деятельности учреждения;

проведение мероприятий, направленных на позиционирование учреждений, осуществляющих управление ООПТ в качестве экспертной организации в области охраны природы, по направлениям деятельности учреждения.

5.2. Приоритетными формами экологического просвещения работников коммерческих организаций являются:

разработка и внедрение корпоративных программ по сохранению биологического разнообразия и поддержке ООПТ в зоне влияния коммерческих организаций;

реализация проектных мероприятий и благотворительной деятельности, направленных на сохранение биологического разнообразия и поддержку ООПТ;

реализация добровольческих (волонтерских) проектов и программ в области развития корпоративного добровольчества (волонтерства);

организация и проведение эколого-просветительских мероприятий для работников коммерческих организаций и их семей (деловые игры, квесты, праздники);

организация и проведение эколого-просветительских мероприятий (лекции, мастер-классы, кинопоказы, фотовыставки) на внутрикорпоративных научно-практических и других тематических профессиональных мероприятиях;

тиражирование лучшего опыта взаимодействия ФГБУ ООПТ с коммерческими организациями в формате аналитических обзоров, сборников, статей, лекций и пр.

5.3. Приоритетными формами обеспечения взаимодействия с некоммерческими организациями в области экологического просвещения рекомендуется считать:

участие в организации и проведении совместных массовых природоохранных, эколого-просветительских и добровольческих акций, мероприятий;

участие в организации, проведении и ресурсной поддержке научно-исследовательских работ, учетных и мониторинговых исследований на ООПТ и за их пределами;

осуществление информационного и эколого-просветительского взаимодействия (предоставление информации по направлениям деятельности ООПТ, распространение информации о совместных мероприятиях);

осуществление методического взаимодействия (совместная подготовка и участие специалистов в научно-практических мероприятиях, подготовка методических материалов).

5.4. Приоритетными формами взаимодействия со средствами массовой информации в области экологического просвещения являются:

обеспечение регулярного освещения деятельности ФГБУ ООПТ в СМИ, включая электронные, в том числе посредством подготовки и рассылки пресс-релизов;

формирование информационных поводов, способствующих увеличению количества информационных материалов в федеральных, региональных и местных средствах массовой информации;

содействие увеличению публикаций журналистов по тематике заповедного дела, организации тематических рубрик, колонок в средствах массовой информации;

проведение мероприятий для журналистов (круглых столов, пресс-конференций, пресс-туров), приуроченных к крупным событиям, происходящим на особо охраняемой природной территории или за ее пределами;

проведение конкурсов среди журналистов на лучшие публикации, лучшие информационные материалы об ООПТ;

поддержка пресс-клубов, организация эффективного информационного взаимодействия с профильными ВУЗами с целью содействия развитию экологической журналистики;

обеспечение эффективного взаимодействия пресс-службы ФГБУ ООПТ с пресс-службой Минприроды России.

Особое значение придается взаимодействию с региональными и местными (районными и городскими) средствами массовой информации, в том числе электронными.

5.5. Приоритетными формами экологического просвещения молодежи рекомендуется считать:

участие молодежи в выездных природоохранных и эколого-просветительских мероприятиях, организованных отделом экологического просвещения;

вовлечение молодежи в научно-исследовательскую деятельность на ООПТ в рамках студенческих практик и научного добровольчества (волонтерства);

стимулирование проектной деятельности молодежи (поддержка и реализация стартапов, проектов, акций и др.) экологической направленности;

организация и проведение молодежных научно-практических мероприятий, в том числе конференций, семинаров, круглых столов, мастер-классов;

организация и проведение конкурсов экологической и природоохранной направленности среди молодежи, в том числе научных, художественных, фото и видео-конкурсов;

организация регулярных встреч молодежи с ведущими учеными, специалистами по охране природы, опытными волонтерами;

организация концертов, фестивалей, праздников и иных событийных экологических мероприятий;

организация и поддержка экологических слетов, клубов друзей, общественных объединений в поддержку ООПТ;

поддержка и организация добровольческих мероприятий;

организация спортивно-оздоровительных мероприятий в поддержку ООПТ;

содействие деятельности дружин охраны природы высших учебных заведений, студенческих отрядов и бригад;

проведение мероприятий в интерактивном формате (диспуты, дебаты, гражданские форумы, брифинги, природоохранные флэш-мобы, ток-шоу, квесты, познавательные и деловые игры, мозговые штурмы);

использование информационных ресурсов в информационно-коммуникационной сети Интернет, социальных медиа и мобильных сервисов (реализация онлайн проектов, ведение тематических групп, блогов) для привлечения молодежной аудитории.

5.6. Приоритетными формами экологического просвещения обучающихся образовательных учреждений рекомендуется считать:

проведение на регулярной основе полевых практик и экспедиций, слетов, лагерей, полевых экологических школ на базе ООПТ;

формирование и проведение экскурсионных и лекционных программ эколого-биологической направленности в поддержку экологического образования, в том числе экскурсий и уроков в музеях природы, на экологических тропах и маршрутах, иных объектах туристской инфраструктуры;

формирование и привлечение к участию в юннатских, творческих и экологических кружках, клубах друзей ООПТ;

организация работы школьных лесничеств, патрулей, школ общественных инспекторов;

создание и проведение экологических квестов, викторин, конкурсов, олимпиад, диктантов по вопросам охраны природы;

проведение научно-практических мероприятий для обучающихся (конференций, семинаров, круглых столов, форумов).

5.7. Приоритетными формами экологического просвещения педагогических работников рекомендуется считать:

организация и проведение научно-практических и методических мероприятий (лекций, конференций, семинаров, круглых столов, форумов);

участие в организации и проведении курсов повышения квалификации;

создание методических рекомендаций по проведению на ООПТ учебных занятий, программ и исследовательских проектов, тиражирование опыта их реализации;

инициация и содействие в проведении тематических уроков и практических занятий с обучающимися, учебных практик и экспедиций на ООПТ;

предоставление образовательным учреждениям справочной и иной специальной литературы, различных дидактических материалов по вопросам заповедного дела;

проведение методических консультаций по проведению эколого-просветительских мероприятий в рамках дополнительного образования;

совместная подготовка методических рекомендаций, учебных пособий, сценариев экологических уроков, лекций, видеофильмов и других информационных материалов по вопросам охраны природы;

проведение конкурсов педагогического мастерства.

5.8. Приоритетными формами экологического просвещения местного населения рекомендуется считать:

проведение групповых и индивидуальных встреч, консультаций, дней открытых дверей для представителей местного населения как на базе ФГБУ ООПТ, так и на базе иной организации в поселениях, находящихся в границах ООПТ и на прилегающих территориях;

публикации на регулярной основе статей, заметок о деятельности ООПТ в местных и региональных средствах массовой информации;

размещение информации на стендах и информационных щитах близлежащих населенных пунктов и населенных пунктах, находящихся в границах ООПТ;

вовлечение местного населения в работу в качестве общественных инспекторов в области охраны окружающей среды, в рамках добровольных общественных природоохранных патрулей;

организация эколого-просветительских мероприятий для местного населения в близлежащих населенных пунктах и населенных пунктах, находящихся в границах ООПТ;

поддержка гражданских инициатив общественных советов (организация и участие в собраниях, дискуссиях, проведение обучающих семинаров и программ, конкурсов гражданских инициатив);

вовлечение местного населения в эколого-ориентированную предпринимательскую деятельность (производство и реализация сувенирной продукции, в том числе продукции народных промыслов, производство и поставка продуктов питания, обслуживание туристских маршрутов, участие в организации эколого-просветительских мероприятий);

участие в проведении местных и региональных праздников с эколого-просветительскими целями.

5.9. Приоритетными формами для обеспечения широкого охвата населения эколого-просветительской деятельностью рекомендуется считать:

организация массовых публичных мероприятий (фестивали, праздники, акции), приуроченных к официальным календарным природоохранным датам (Всемирный день охраны окружающей среды, День заповедников и национальных парков, День работника леса), к праздничным датам, объявленным природоохранными государственными и некоммерческими организациями, в том числе международными (День птиц, День Земли, Международный день биологического разнообразия, Международный день водно-болотных угодий, Всемирный день моря), к юбилеям ООПТ;

регулярная публикация информационных материалов в средствах массовой информации федерального, регионального и местного значения, включая электронные;

организация специальных радио и телепередач, посвященных вопросам охраны окружающей среды;

реализация эколого-просветительских онлайн проектов в информационно-коммуникационной сети "Интернет", в том числе в социальных медиа;

размещение рекламных щитов, баннеров на общественных пространствах;

организация фото- и других выставок природоохранной направленности;

создание и распространение социальной рекламы;

организация семейных форм массовых публичных мероприятий (игры, квесты, конкурсы);

реализация добровольческих (волонтерских) проектов и программ;

проведение мероприятий, нацеленных на развитие групп поддержки особо охраняемых природных территорий ("клубы друзей", неформальные объединения, волонтерские сообщества).