См. Методические рекомендации (в связи с изменениями бюджетного законодательства в 2021 - 2022 гг.).

Распределение дотаций на выравнивание исходя из численности жителей в расчете на одного жителя

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований часть выравнивающих дотаций может распределяться исходя из численности жителей в расчете на одного жителя.

В этом случае каждое муниципальное образование получает одинаковый объем финансовых ресурсов в расчете на одного жителя. Данный способ распределения увеличивает общий объем доходов муниципальных образований, но сохраняет различия в уровне доходов в расчете на душу населения.

Часть расчетного размера дотации, определяемая исходя из численности жителей в расчете на одного жителя, на соответствующий финансовый год (РД1j) может рассчитываться по одной из следующих формул (51):

РД1j = R x ДВБО1 x (Нj / SUMj Нj) (51)

или

РД1j = T x Нj,

где

R - доля распределяемого на соответствующий финансовый год объема выравнивающих дотаций (для дотаций на очередной финансовый год R = 1, для дотаций на первый и второй годы планового периода 0,8 <= R <= 1);

ДВБО1 - часть общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального района, городского округа с внутригородским делением), распределяемая исходя из численности жителей в расчете на одного жителя, в соответствующем финансовом году;

Нj - численность постоянного населения j-го муниципального образования, имеющего право на получение дотации;

T - размер дотации в расчете на одного жителя (может быть равен уровню, установленному в качестве критерия выравнивания);

SUM - знак суммирования.

Выравнивание в расчете на одного жителя целесообразно использовать в том случае, если объективная оценка доходного потенциала представляется затруднительной, поскольку для применения этого варианта расчета требуется знать не значения бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а лишь значения численности населения. Однако решение о применении этого способа следует принимать, учитывая также изначальную дифференциацию бюджетной обеспеченности. Если в регионе или муниципальном районе имеются высокообеспеченные муниципалитеты, доходный потенциал которых покрывает расходные потребности, их желательно исключить из числа получателей дотаций. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации это можно сделать, если расчетные налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от НДФЛ) в отчетном году в 1,3 раза и более превышали средний по муниципальным образованиям данного типа уровень.

Использование распределения дотаций исходя из численности жителей может быть целесообразно также в следующих случаях.

1) Для субъектов Российской Федерации, в которых муниципальные образования характеризуются низкой налоговой базой.

Подавляющее большинство муниципальных образований, входящих в состав таких субъектов Российской Федерации, обладают объемом закрепленных налоговых и неналоговых доходов, недостаточным для исполнения собственных полномочий. Большой размер подушевой дотации в этом случае позволит обеспечить приемлемую степень сокращения разрыва уровня бюджетной обеспеченности.

2) Для сохранения определенной дифференциации уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Использование критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) одновременно для определения общего объема соответствующих дотаций, а также для определения перечня муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением), являющихся их получателями, приводит к тому, что в случае распределения всего объема указанных дотаций исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований их расчетный уровень бюджетной обеспеченности после распределения указанных дотаций окажется одинаковым. Распределение части дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) исходя из численности жителей в расчете на одного жителя позволит обеспечить определенный уровень дифференциации бюджетной обеспеченности, что в свою очередь позволит сохранить стимулы к повышению собираемости налогов и развитию доходной базы муниципальных образований.

3) В качестве альтернативы повышению критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением).

В данном случае общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) может превышать объем, необходимый для доведения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований до уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности. Во избежание нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающего требования в отношении того, какие из муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) могут быть получателями соответствующих дотаций, часть средств может быть распределена исходя из численности жителей в расчете на одного жителя.

Распределение дотаций на выравнивание исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований

Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований позволяет наилучшим образом учесть доходные возможности и расходные потребности местных бюджетов. Объектом выравнивания согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации является бюджетная обеспеченность муниципальных образований. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности определяется как отношение расчетных налоговых и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов на одного жителя, которые могут быть получены муниципальным образованием исходя из уровня его развития и структуры экономики (доходного потенциала), и аналогичным показателем в среднем по муниципальным образованиям того же типа с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Распределение части дотаций на выравнивание исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований может осуществляться с использованием следующих подходов:

а) Пропорциональное сокращение разрыва между уровнем расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования и уровнем, установленным в качестве критерия выравнивания бюджетной обеспеченности ("пропорциональное выравнивание"). В этом случае расчетный размер части дотации бюджету муниципального образования на выравнивание бюджетной обеспеченности, определяемой исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, на соответствующий финансовый год (РД2j) может рассчитываться по следующей формуле (52):

РД2j = R x ДВБО2 x Tj / SUMj(Tj), (52)

где

R - доля распределяемого на соответствующий финансовый год объема выравнивающих дотаций (для дотаций на очередной финансовый год R = 1, для дотаций на первый и второй годы планового периода 0,8 <= R <= 1);

ДВБО2 - часть общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального района, городского округа с внутригородским делением), распределяемая исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в соответствующем финансовом году;

Tj - объем средств, необходимый для доведения расчетной бюджетной обеспеченности j-го муниципального образования до уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

SUM - знак суммирования.

Объем средств, необходимый для доведения расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования до уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности (Tj), может рассчитываться по одной из следующих формул (53):

Tj = (ПННД / Н) x (КВ - БОj) x Нj x ИБРj (53)

или

Tj = (ПННД / РО) x РОj (КВ - БОj)

при КВ > БОj, и

Tj = 0 при КВ <= БОj,

где

ПННД - принимаемый к расчету прогноз (оценка) налоговых и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов бюджетов муниципальных образований данного типа на соответствующий финансовый год;

Н - численность постоянного населения субъекта Российской Федерации;

КВ - критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, утвержденный на соответствующий финансовый год;

РО - расчетный объем расходных обязательств всех муниципальных образований данного типа;

РОj - расчетный объем расходных обязательств j-го муниципального образования;

БОj - уровень расчетной бюджетной обеспеченности j-го муниципального образования;

ИБРj - индекс бюджетных расходов j-го муниципального образования;

Нj - численность постоянного населения j-го муниципального образования.

б) Доведение уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований до максимально возможного уровня ("полное выравнивание"). В этом случае приведенная выше формула расчетного размера дотации бюджету муниципального образования на выравнивание бюджетной обеспеченности на соответствующий финансовый год (РД2j) сводится к следующей (54):

РД2j = R x Tj, (54)

где

R - доля распределяемого на соответствующий финансовый год объема выравнивающих дотаций (для дотаций на очередной финансовый год R = 1, для дотаций на первый и второй годы планового периода 0,8 <= R <= 1);

Tj - объем средств, необходимый для доведения расчетной бюджетной обеспеченности j-го муниципального образования до уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

SUM - знак суммирования.

в) Непропорциональное сокращение разрыва между уровнем расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования и уровнем, установленным в качестве критерия выравнивания бюджетной обеспеченности ("прогрессивное выравнивание"). В этом случае расчетный размер дотации бюджету муниципального образования на выравнивание бюджетной обеспеченности на соответствующий финансовый год (РД2j) может рассчитываться по одной из следующих формул (55):

РД2j = R x ДВБО2 x (КВ - БОj)1+p x Нj x ИБРj /

/ SUMj[(КВ - БОj)1+p x Нj x ИБРj] (55)

или

РД2j = R x ДВБО2 x (КВ - БОj)1+p x РОj /

/ SUMj[(КВ - БОj)1+p x РОj],

где

R - доля распределяемого на соответствующий финансовый год объема выравнивающих дотаций (для дотаций на очередной финансовый год R = 1, для дотаций на первый и второй годы планового периода 0,8 <= R <= 1);

ДВБО2 - часть общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального района, городского округа с внутригородским делением), распределяемая исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в соответствующем финансовом году;

КВ - критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, утвержденный на соответствующий финансовый год;

БОj - уровень расчетной бюджетной обеспеченности j-го муниципального образования;

ИБРj - индекс бюджетных расходов j-го муниципального образования;

Нj - численность постоянного населения j-го муниципального образования;

РОj - расчетный объем расходных обязательств j-го муниципального образования;

p - параметр прогрессивности выравнивания;

SUM - знак суммирования.

Параметр прогрессивности выравнивания - положительное число, которое рассчитывается методом последовательных приближений таким образом, чтобы соблюдалось следующее равенство (56):

00000029.wmz, (56)

или

00000030.wmz

где

ПННД - принимаемый к расчету прогноз (оценка) налоговых и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов бюджетов муниципальных образований данного типа на соответствующий финансовый год;

Н - численность постоянного населения субъекта Российской Федерации (муниципального района, городского округа с внутригородским делением);

R - доля распределяемого на соответствующий финансовый год объема выравнивающих дотаций (для дотаций на очередной финансовый год R = 1, для дотаций на первый и второй годы планового периода 0,8 <= R <= 1);

ДВБО2 - часть общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального района, городского округа с внутригородским делением), распределяемая исходя из уровня бюджетной обеспеченности, в соответствующем финансовом году;

КВ - критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, утвержденный на соответствующий финансовый год;

РО - расчетный объем расходных обязательств всех муниципальных образований данного типа;

БОj - уровень расчетной бюджетной обеспеченности j-го муниципального образования;

РОj - расчетный объем расходных обязательств j-го муниципального образования;

БОmin - бюджетная обеспеченность наименее обеспеченного муниципального образования;

ИБРj - индекс бюджетных расходов j-го муниципального образования;

Нj - численность постоянного населения j-го муниципального образования;

p - параметр прогрессивности выравнивания;

SUM - знак суммирования.

В отличие от "полного выравнивания" варианты "пропорциональное выравнивание" и "прогрессивное выравнивание" предполагают сохранение определенной дифференциации уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, что, с одной стороны, не обеспечивает одинаковых условий для муниципальных образований по предоставлению муниципальных услуг, а с другой - сохраняет стимулы к развитию собственной доходной базы муниципальных образований.

Вариант "полное выравнивание", напротив, может оказывать дестимулирующий эффект на муниципальные образования, получающие дотации, т.к. в этом случае расчетная бюджетная обеспеченность после выравнивания одинакова у всех муниципальных образований, являющихся получателями указанных дотаций, вне зависимости от их усилий по развитию доходного потенциала.

Стоит отметить, что при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) в случае распределения общего объема выравнивающих дотаций исходя из уровня бюджетной обеспеченности "пропорциональное выравнивание" может быть сведено к полному выравниванию, так как в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации:

- общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) определяется исходя из необходимости достижения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности;

- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставляются муниципальным районам (муниципальным округам, городским округам, городским округам с внутригородским делением), уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением).

Как указывалось в подразделе 5.2, при определении объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) на очередной финансовый год и плановый период не допускается снижение критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) по сравнению со значением критерия, установленным законом субъекта Российской Федерации о региональном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, за исключением одного из следующих случаев:

1) внесения федеральными законами изменений, приводящих к перераспределению полномочий и (или) доходов бюджетов между субъектами Российской Федерации и муниципальными районами, муниципальными округами, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением;

2) внесения законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района (муниципального округа, городского округа с внутригородским делением) и уставами сельских поселений (внутригородских районов) изменений, приводящих к перераспределению вопросов местного значения и (или) доходов бюджетов между муниципальным районом и сельским поселением (муниципальным округом, городским округом с внутригородским делением и внутригородским районом);

3) внесения законами субъектов Российской Федерации изменений, приводящих к перераспределению полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными районами (муниципальными округами, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением).

Распределение дотаций на выравнивание с учетом абсолютной оценки расходных обязательств муниципальных образований

Часть расчетного размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на соответствующий финансовый год бюджету муниципального образования с учетом абсолютной оценки расходных обязательств муниципальных образований (РД3j) может рассчитываться по следующей формуле (57):

РД3j = R x ДВБО3 x Tj / SUMj(Tj) (57)

где

R - доля распределяемого на соответствующий финансовый год объема выравнивающих дотаций (для дотаций на очередной финансовый год R = 1, для дотаций на первый и второй годы планового периода 0,8 <= R <= 1);

ДВБО3 - часть общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального района, городского округа с внутригородским делением), распределяемая с учетом абсолютной оценки расходных обязательств муниципальных образований, в соответствующем финансовом году;

Tj - объем средств, необходимый для доведения расчетной бюджетной обеспеченности j-го муниципального образования до уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

SUM - знак суммирования.

Объем средств, необходимый для доведения расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования до уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности (Tj), может рассчитываться по одной из следующих формул (58):

Tj = MAX[(ПННД / Н) x (КВ - БОj) x Нj x ИБРj - РД1j - РД2j; 0] x

x MIN[РОj / ФРj; 1] (58)

или

Tj = MAX[(ПННД / РО) x (КВ - БОj) x РОj - РД1j - РД2j; 0] x

x MIN[РОj / ФРj; 1]

где

ПННД - принимаемый к расчету прогноз (оценка) налоговых и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов бюджетов муниципальных образований данного типа на соответствующий финансовый год;

Н - численность постоянного населения субъекта Российской Федерации;

КВ - критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, утвержденный на соответствующий финансовый год;

БОj - уровень расчетной бюджетной обеспеченности j-го муниципального образования;

РД1j - часть расчетного размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на соответствующий финансовый год бюджету j-го муниципального образования, определяемая исходя из численности жителей в расчете на одного жителя;

РД2j - часть расчетного размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на соответствующий финансовый год бюджету j-го муниципального образования, определяемая исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

ИБРj - индекс бюджетных расходов j-го муниципального образования;

Нj - численность постоянного населения j-го муниципального образования;

РО - расчетный объем расходных обязательств всех муниципальных образований данного типа;

РОj - расчетный объем расходных обязательств j-го муниципального образования (см. раздел 5.7 настоящих Методических рекомендаций);

ФРj - фактический объем расходов бюджета j-го муниципального образования на исполнение переданных государственных полномочий, а также расходов на исполнение переданных полномочий органов местного самоуправления иных муниципальных образований в отчетном финансовом году.

Рассмотренный вариант использования абсолютной оценки расходных обязательств муниципальных образований будет способствовать сокращению объемов нецелевой финансовой помощи муниципальным образованиям, фактический объем расходов бюджетов которых превышает расчетный уровень.