См. Методические рекомендации (в связи с изменениями бюджетного законодательства в 2021 - 2022 гг.).

5.6. Оценка доходных возможностей муниципальных образований

5.6 Оценка доходных возможностей муниципальных образований

В качестве оценки доходных возможностей муниципальных образований могут использоваться доходный потенциал или индекс доходного потенциала.

Индекс доходного потенциала муниципального образования определяется соотношением налоговых и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом муниципального образования или консолидированным бюджетом муниципального образования исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) доходной базы (доходного потенциала) и аналогичного показателя в среднем по муниципальным образованиям данного типа.

Индекс доходного потенциала муниципального образования (ИДПj) может рассчитываться по следующей формуле (68):

ИДПj = (ДПj / Нj) / (ДП / Н), (68)

где

ДПj - доходный потенциал j-го муниципального образования;

Нj - численность постоянного населения j-го муниципального образования;

ДП - суммарный доходный потенциал всех муниципальных образований данного типа;

Н - численность постоянного населения всех муниципальных образований данного типа.

Доходный потенциал - оценка доходов, которые могут быть получены бюджетом муниципального образования из доходных источников, закрепленных за бюджетом муниципального образования при среднем по всем муниципальным образованиям данного типа уровне собираемости налогов и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов. При расчете этой величины целесообразно использовать показатели, объективно характеризующие возможности получать налоговые и неналоговые доходы с соответствующей доходной базы, закрепленной за муниципальным образованием.

Доходный потенциал по видам доходов оценивается исходя из предположения, что имеющаяся на территории муниципального образования доходная база используется со средней по региону эффективностью (с одной единицы измерения, в которых выражена доходная база, собирается одинаковый объем доходов). Для этих доходов доходный потенциал оценивается путем умножения показателя, выбранного в качестве доходной базы, на среднюю репрезентативную ставку. Средняя по субъекту Российской Федерации репрезентативная ставка рассчитывается как среднее по всем муниципальным образованиям соотношение между прогнозируемыми доходами и соответствующей доходной базой.

Доходный потенциал муниципального образования (ДПj) может рассчитываться по следующей формуле (69):

ДПj = ПННД x SUMi(ДПji) / SUMij(ДПji), (69)

где

ПННД - прогноз (оценка) налоговых и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов <15> бюджетов муниципальных образований в очередном финансовом году (первом или втором годах планового периода) без учета доходов по дополнительным нормативам отчислений от НДФЛ;

--------------------------------

<15> Прогноз налоговых и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов рекомендуется рассчитывать по той же методике, по которой рассчитывается прогноз налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, используемого при составлении проекта бюджета субъекта Российской Федерации.

ДПji - доходный потенциал j-го муниципального образования по i-му налогу или неналоговому доходу;

SUM - знак суммирования.

Доходный потенциал муниципального образования по отдельному налогу или неналоговому доходу (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) (ДПji) может рассчитываться по одной из следующих формул (70):

ДПji = НОРМji x Бji x ПДi / SUMi(НОРМji x Бji) (70)

или (71):

ДПji = НОРМji x Бji x СПДi / SUMiji), (71)

где

НОРМji - норматив отчислений от i-го налога или неналогового дохода в бюджет j-го муниципального образования (без учета доходов по дополнительным нормативам отчислений от НДФЛ). Указанные нормативы едины для всех муниципальных образований, относящихся к одному типу, но могут различаться для муниципальных образований разных типов;

Бji - показатель, характеризующий доходный потенциал j-го муниципального образования по i-му налогу или неналоговому доходу;

ПДi - суммарный по субъекту Российской Федерации (муниципальному району, городскому округу с внутригородским делением) прогноз (оценка) поступлений в бюджеты всех муниципальных образований данного типа по i-му налогу или неналоговому доходу;

СПДi - суммарный по субъекту Российской Федерации (муниципальному району, городскому округу с внутригородским делением) прогноз (оценка) поступлений в бюджеты всех уровней с территории всех муниципальных образований данного типа по i-му налогу или неналоговому доходу;

SUM - знак суммирования.

Приведенные выше формулы могут применяться также и к отдельным составляющим налога или неналогового дохода в случае наличия у него его компонент, имеющих различные доходные базы, ставки или нормативы отчислений в местные бюджеты.

Доходный потенциал может также рассчитываться с учетом данных о показателе, характеризующем доходный потенциал муниципальных образований, за несколько лет (72):

00000031.wmz (72)

или (73)

00000032.wmz,

где

НОРМji - норматив отчислений от i-го налога или неналогового дохода в бюджет j-го муниципального образования (без учета доходов по дополнительным нормативам отчислений от НДФЛ). Указанные нормативы едины для всех муниципальных образований, относящихся к одному типу, но могут различаться для муниципальных образований разных типов;

Бtji,... Бt-nji - показатель, характеризующий доходный потенциал j-го муниципального образования по i-му налогу или неналоговому доходу за год t,... t-n соответственно;

ПДi - суммарный по субъекту Российской Федерации (муниципальному району, городскому округу с внутригородским делением) прогноз (оценка) поступлений в бюджеты всех муниципальных образований данного типа по i-му налогу или неналоговому доходу;

СПДi - суммарный по субъекту Российской Федерации (муниципальному району, городскому округу с внутригородским делением) прогноз (оценка) поступлений в бюджеты всех уровней с территории всех муниципальных образований данного типа по i-му налогу или неналоговому доходу;

a0, ... an - весовые коэффициенты, удовлетворяющие условиям: ak >= 0, SUMk ak = 1;

SUM - знак суммирования.

В таблице 8 приведен рекомендуемый перечень показателей, характеризующих доходный потенциал муниципальных образований по отдельным налоговым и неналоговым доходам и их компонентам. При этом могут использоваться как отчетное, так и прогнозное значение соответствующего показателя.

Таблица 8 - Показатели для расчета доходного потенциала

Налоговые и неналоговые доходы

Показатель, характеризующий доходный потенциал муниципальных образований

Налоговые доходы, подлежащие зачислению в местные бюджеты в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации

НДФЛ (за исключением налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, а также в части суммы налога, превышающей 650 тыс. рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 млн рублей)

- фонд начисленной заработной платы (территориальный орган ФСГС по субъекту РФ);

- общая сумма исчисленного налога (форма отчетности N 5-НДФЛ УФНС России по субъекту РФ);

- налоговая база, облагаемая НДФЛ (форма отчетности N 5-НДФЛ УФНС России по субъекту РФ):

- по ставке 13%;

- по ставке 30%;

- по ставке 9%;

- по ставке 35%;

- по ставке 15%;

- по иным налоговым ставкам

- сумма исчисленного налога (форма отчетности N 7-НДФЛ УФНС России по субъекту РФ)

НДФЛ, уплачиваемый иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента

- сумма фиксированных авансовых платежей (форма отчетности N 5-НДФЛ УФНС России по субъекту РФ)

НДФЛ в части суммы налога, превышающей 650 тыс. рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 млн рублей

- сумма исчисленного налога (УФНС России по субъекту РФ)

Единый сельскохозяйственный налог

- налоговая база единого сельскохозяйственного налога за вычетом суммы убытка, полученного в предыдущем (предыдущих) налоговом (налоговых) периоде (периодах), уменьшающая налоговую базу за налоговый период (форма отчетности N 5-ЕСХН УФНС России по субъекту РФ);

- сумма исчисленного единого сельскохозяйственного налога (форма отчетности N 5-ЕСХН УФНС России по субъекту РФ)

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

- размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, исчисленного исходя из срока, на который выдан патент (форма отчетности N 1-ПАТЕНТ УФНС России по субъекту РФ)

Налог на имущество физических лиц

- кадастровая стоимость имущества (Росреестр);

- общая инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений, по которым налог на имущество физических лиц предъявлен к уплате (форма отчетности N 5-МН УФНС России по субъекту РФ);

- сумма следующих показателей (форма отчетности 5-МН УФНС России по субъекту РФ):

- сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате в бюджет;

- сумма налога на имущество физических лиц, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот, установленных нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления

Земельный налог

- кадастровая стоимость земель (орган исполнительной власти субъекта РФ, курирующий вопросы земельных отношений):

- облагаемых по ставке не более 0,3%;

- облагаемых по ставке не более 1,5%;

- сумма следующих показателей по юридическим и физическим лицам (форма отчетности N 5-МН УФНС России по субъекту РФ):

- сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет;

- сумма земельного налога на имущество, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот, установленных нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления

Государственная пошлина

Расчетный показатель, характеризующий доходный потенциал по государственной пошлине

Налоговые и неналоговые доходы, которые могут зачисляться в местные бюджеты на основании закона субъекта Российской Федерации, а также решения органов местного самоуправления муниципального района, городского округа с внутригородским делением

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

- налоговая база (форма отчетности N 5-УСН УФНС России по субъекту РФ):

- по налогоплательщикам, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы;

- по налогоплательщикам, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов;

- сумма исчисленного за налоговый период налога (форма отчетности N 5-УСН УФНС России по субъекту РФ);

- сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период (форма отчетности N 5-УСН УФНС России по субъекту РФ)

Минимальный налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

- сумма минимального налога, подлежащая уплате за налоговый период (форма отчетности N 5-УСН УФНС России по субъекту РФ)

Налог на имущество организаций

- среднегодовая остаточная стоимость основных фондов предприятий и организаций (территориальный орган ФСГС по субъекту РФ);

- кадастровая стоимость объектов имущества (УФНС России по субъекту РФ, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии);

- среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом на имущество организаций (форма отчетности N 5-НИО УФНС России по субъекту РФ);

- сумма налога на имущество организаций, исчисленная к уплате в бюджет (форма отчетности N 5-НИО УФНС России по субъекту РФ)

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

- масса (объем) выбросов загрязняющих веществ каждого вида (органы государственной власти, осуществляющие бюджетные полномочия главного администратора соответствующих доходов)

Плата от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков

- кадастровая стоимость земель (орган исполнительной власти субъекта РФ, курирующий вопросы земельных отношений):

- облагаемых по ставке не более 0,3%;

- облагаемых по ставке не более 1,5%

Плата от передачи в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков (за исключением земельных участков, находящихся в оперативном управлении бюджетных и автономных учреждений)

- кадастровая стоимость земель (орган исполнительной власти субъекта РФ, курирующий вопросы земельных отношений):

- облагаемых по ставке не более 0,3%;

- облагаемых по ставке не более 1,5%

Источник: составлено авторами.

Доходный потенциал j-го муниципального образования по акцизам на ГСМ (ДПГСМj), может рассчитываться по следующей формуле (74):

ДПГСМj = НОРМГСМj x ПДГСМ, (74)

где

НОРМГСМj - дифференцированный норматив отчислений от акцизов на ГСМ в бюджет j-го муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением);

ПДГСМ - прогноз (оценка) поступлений акцизов на ГСМ в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации в очередном финансовом году (первом или втором годах планового периода).

Расчетный показатель, характеризующий доходный потенциал j-го муниципального образования по государственной пошлине, (БjГП), может рассчитываться по следующей формуле (75):

БjГП = a x Нj / Н + (1 - a) x ДПоснj / SUMj ДПоснj, (75)

где:

Нj - численность постоянного населения j-го муниципального образования;

Н - численность постоянного населения всех муниципальных образований соответствующего типа в субъекте Российской Федерации (муниципальном районе, городском округе с внутригородским делением);

ДПоснj - доходный потенциал j-го муниципального образования по основным налогам;

a - весовой коэффициент, удовлетворяющие условию: 0 <= a <= 1;

SUM - знак суммирования.

В качестве основных налогов рекомендуется учитывать налоги, отражающие общее состояние экономики муниципального образования и охватывающие широкий спектр видов деятельности. К таковым можно отнести следующие налоги:

- налог на доходы физических лиц;

- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (в случае передачи его на местный уровень);

- единый сельскохозяйственный налог;

- налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения;

- налог на имущество организаций (в случае передачи его на местный уровень);

- земельный налог.

Применение метода репрезентативных ставок не обязательно подразумевает оценку каждого вида налога или неналогового дохода, если его доля в налоговых и неналоговых доходах муниципальных образований незначительна или если не существует достоверного показателя, который бы адекватно отражал доходный потенциал муниципальных образований. Прочие доходы могут либо оцениваться в совокупности, например по их средней доле в объеме налоговых и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов, либо могут не учитываться ни в оценке доходного потенциала по отдельным налогам, ни в оценке прогноза налоговых и неналоговых (в части неналоговых доходов, возможность учета которых при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации) доходов бюджетов муниципальных образований.

Особый случай составляет включение в структуру доходного потенциала акцизов на ГСМ.

Могут быть предложены следующие варианты действий по выравниванию финансовых ресурсов муниципальных образований по реализации полномочий местных органов власти в сфере дорожного хозяйства:

- учитывать расходные обязательства по осуществлению дорожной деятельности в составе расходных обязательств муниципальных образований при оценке объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя (например, в составе ИБР), и, соответственно, включать акцизы на ГСМ в состав оценки налоговых доходов (налогового потенциала);

- исключить расходные обязательства по осуществлению дорожной деятельности из состава расходных обязательств муниципальных образований, учитываемых при оценке объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя, одновременно исключив акцизы на ГСМ из оценки налоговых доходов (налогового потенциала).