См. программы на 2023 год.

Раздел I. Анализ текущего состоянии федерального государственного земельного контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики

Раздел I. Анализ текущего состоянии федерального

государственного земельного контроля (надзора), описание

текущего развития профилактической деятельности,

характеристика проблем, на решение которых

направлена программа профилактики

Россельхознадзор и его территориальные органы (далее - Служба) в соответствии с Положением о федеральном государственном земельном контроля (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081, осуществляет федеральный государственный земельный контроль (надзор) (далее государственный земельный надзор) за соблюдением:

а) обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

б) обязательных требований по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, защите земель от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями;

в) обязательных требований по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

г) обязательных требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы);

д) обязательных требований по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

е) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) в пределах их компетенции.

Полномочия Россельхознадзор осуществляет в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", виноградопригодных земель.

Предметом государственного земельного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Объекты государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков).

Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного земельного надзора объекты земельных отношений относятся к средней, умеренной и низкой категории риска.

Нормативно-правовые акты в сфере государственного земельного надзора размещены на сайте Россельхознадзора (https://fsvps.gov.ru/fsvps/laws/class/27/82).

Россельхознадзором и ее территориальными управлениями в рамках профилактики рисков причинения вреда (ущерба) землям сельскохозяйственного назначения в 2020 году регулярно публиковалась информация в сфере государственного земельного надзора в средствах массовой информации (газеты, журналы, электронные/интернет издания), размещались видеосюжеты на телевидении, осуществлялось участие представителей Службы и ее территориальных органов в форумах, совещаниях, в т.ч. освещаемых средствами массовой информации, проводилась работа с населением по вопросам соблюдения требований земельного законодательства.

В частности:

- в печати опубликовано свыше 1,4 тысячи материалов;

- кол-во выступлений в средствах массовой информации (радио, телевидение) - 1,7 тысяч.

- на сайтах территориальных управлений Россельхознадзора размещено более 3,6 тысяч материалов (новостей), в других интернет-изданиях размещено более 6 тысяч материалов;

- количество ответов на запросы о полномочиях Россельхознадзора в сфере государственного земельного надзора, разъяснение требований земельного законодательства, предусмотренных мерах ответственности за нарушения требований законодательства - 5,8 тысяч;

- количество граждан, получивших разъяснения от уполномоченных лиц территориального управления в рамках приема граждан - 899;

- выдано 13 220 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере государственного земельного надзора.

Также территориальными управлениями Россельхознадзора проводится работа по размещению на сайтах ответов/разъяснений по часто задаваемым вопросам в сфере государственного земельного надзора.

На официальном сайте Россельхознадзора функционирует раздел, в котором аккумулируются необходимая поднадзорным субъектам информация в части государственного земельного надзора (http://fsvps.ru/fsvps/ground).

Основными проблемами, которые по своей сути являются причинами основной части нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, выявляемых Россельхознадзором, являются:

- отсутствие знаний правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения об обязательных требованиях к использованию и охране объектов земельных отношений.

- сознательное бездействие правообладателей земельных участков, а именно земельные участки рассматриваются как объект недвижимости и изначально при приобретении лицом прав на земельные участки использование земельного участка для ведения сельского хозяйства или иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, не планировалось.

Выявить таких правообладателей и провести с ними профилактические мероприятия, как правило возможно только при проведении контрольных надзорных мероприятий, а в таких случаях земельный участок чаше всего уже находится в состоянии не пригодном для сельскохозяйственного использования.

Решением данной проблемы является активное проведение Россельхознадзором и его территориальными управлениями работы по разъяснению обязательных требований правообладателям земельных участков сельскохозяйственного назначения. Предполагается также дальнейшее систематическое проведение территориальными управлениями Россельхознадзора публичных мероприятий.