См. Программу на 2023 год.

I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов

I. Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного контроля (надзора) в области рыболовства

и сохранения водных биологических ресурсов

Федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов осуществляется Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными органами.

Состояние федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания характеризуется:

количеством контролируемых лиц, привлеченных к административной и (или) уголовной ответственности за нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - законодательство о рыболовстве);

суммой ущерба, причиненного в результате нарушений законодательства о рыболовстве;

суммой ущерба, причиненного в результате нарушений законодательства о рыболовстве, возмещенного в добровольном и принудительном порядке;

количеством конфискованных судов и орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.

Общее количество проведенных территориальными управлениями Росрыболовства в 2020 году проверок составило 343, в том числе 203 внеплановых проверки в связи обращениями граждан, организаций, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания.

По результатам данных проверок было выявлено 300 нарушений законодательства о рыболовстве и сохранения водных биологических ресурсов, привлечено к административной ответственности 273 должностных и юридических лиц на общую сумму административных штрафов 5 млн. 56 тыс. руб., общая сумма поступивших взысканных штрафов составила 5 млн. 700 тыс. руб. (с учетом поступления сумм штрафов по постановлениям прошлых лет).

В Центральном (ЦФО) и Южном (ЮФО) федеральных округах влияние антропогенной нагрузки на водные объекты рыбохозяйственного значения связано с высокой плотностью населения, хозяйственной и промышленной деятельностью. Так, например, Московско-Окским территориальным управлением Росрыболовства был зафиксирован в 2020 году 31 эпизод гибели водных биологических ресурсов.

По информации территориальных управлений Росрыболовства основными нарушениями обязательных требований в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания являются:

сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения сточных вод без надлежащей очистки, без установленного НДС;

использование водозаборных и иных гидротехнических сооружений без эффективных рыбозащитных устройств;

загрязнение водоемов продуктами ГСМ, нефтепереработки и нефтью, отходами при работе различных механизмов;

нарушения обязательных требований при добыче общераспространенных полезных ископаемых в береговой зоне и в руслах водных объектов рыбохозяйственного значения, при дноуглубительных работах;

нарушения обязательных требований при добыче полезных ископаемых в руслах и по берегам водных объектов;

нарушения обязательных требований при осуществлении строительных работ в водном объекте рыбохозяйственного значения, а также нарушения установленного режима сброса вод гидротехнических сооружений;

размещение, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы без согласования с органами Росрыболовства;

нарушение условий пользования рыбопромысловыми (рыболовными), участками;

нарушение Правил рыболовства;

нарушение условий разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, требований ведения документации, предоставления отчетности.

Динамика показателей по сумме ущерба, причиненного в результате нарушений законодательства в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, по количеству проведенных проверок поднадзорных объектов (плановых и внеплановых), по количеству случаев гибели водных биологических ресурсов и загрязнения водных объектов в результате нарушений законодательства в период 2018 - 2019 гг. не имеет выраженной тенденции и не позволяет судить о наличии взаимосвязи между показателями. Рост сумм предъявленных нарушителям ущербов связан с увеличением сумм такс за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2018 г. N 1321 "Об утверждении такс для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам". Данные по 2020 г. не являются репрезентативными в связи с объявлением моратория на проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В рамках проведения профилактических мероприятий в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания в 2020 году Росрыболовством и его территориальными управлениями регулярно публиковалась информация в средствах массовой информации (газеты, журналы, электронные/интернет издания) по вопросам контрольно-надзорной деятельности, размещались видеосюжеты на телевидении, осуществлялось участие представителей Росрыболовства и его территориальных органов в форумах, совещаниях, заседаниях по межведомственному взаимодействию, в том числе освещаемых средствами массовой информации, проводилась работа с населением по вопросам соблюдения правил рыболовства и охраны среды обитания водных биологические ресурсов.

В частности:

- размещено 3748 статей в печатных и электронных (интернет) средствах массовой информации, из них 1345 - в отраслевых средствах массовой информации;

- организовано 1049 выступлений в средствах массовой информации, включая 726 репортажей на телевидении и 323 выступления на радио;

- проведено 1283 публичных мероприятия (лекций, круглых столов, семинаров);

- на официальном сайте Росрыболовства и сайтах территориальных управлений Росрыболовства регулярно ежедневно размещаются новостные материалы, касающиеся актуальных вопросов предупреждения нарушений и охраны среды обитания водных биологических ресурсов.

Территориальными управлениями Росрыболовства проводилась работа по размещению на сайтах ответов (разъяснений) по наиболее часто задаваемым вопросам в сфере соблюдения правил рыболовства и охраны среды обитания водных биологических ресурсов.

В каждом территориальном управлении Росрыболовства в круглосуточном режиме действует "Горячая линия", что позволяет оперативно реагировать, а в некоторых случаях и предотвращать возможные нарушения правил рыболовства и нарушения нормативных правовых актов в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.

На сайте Росрыболовства создан раздел, в котором аккумулируется необходимая контролируемым лицам информация в части государственного контроля и надзора в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

В соответствии с Положением о контроле в целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора) объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

а) высокий риск;

б) средний риск;

в) низкий риск.

Критерием отнесения объектов контроля к категории высокого риска является осуществление деятельности:

а) по сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

б) по разработке месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых) на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне;

в) по эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, добыче, хранению и транспортировке нефти и нефтепродуктов на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне.

Критерием отнесения объектов контроля к категории среднего риска является осуществление деятельности:

а) по добыче (вылову), приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

б) по изъятию объектов пастбищной аквакультуры из водных объектов рыбохозяйственного значения;

в) по сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

г) по разведке полезных ископаемых в водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) их водоохранных зонах;

д) по разработке общераспространенных полезных ископаемых в водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранных зонах;

е) по эксплуатации гидротехнических сооружений на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

ж) по эксплуатации речных портов, причалов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

з) по индустриальной аквакультуре на рыбоводных участках с использованием садков и (или) других технических средств, предназначенных для выращивания объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания;

и) по мелиорации, рыбохозяйственной мелиорации на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве, в части проведения дноуглубительных работ и (или) работ по извлечению донного грунта.

Критерием отнесения объектов контроля к категории низкого риска является осуществление деятельности:

а) по добыче (вылову), приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

б) по сбросу сточных вод в водоемы, имеющие гидрологическую связь с водными объектами рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

в) по эксплуатации гидротехнических сооружений на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

г) по эксплуатации речных портов, причалов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

д) по мелиорации на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве, без проведения дноуглубительных работ и (или) работ по извлечению донного грунта.