Приказом Росаккредитации от 30.12.2022 N 289 утверждена программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год и плановый период 2024, 2025 годов.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Согласно Положению о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1002 (далее - Положение), предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение аккредитованными лицами обязательных требований к деятельности аккредитованных лиц и результатам их деятельности, включая результаты деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитация которых была прекращена (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации), установленных законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, документами в области стандартизации и иными документами, устанавливающими требования к осуществлению деятельности в области аккредитации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, устанавливающими требования к осуществлению деятельности в области аккредитации, а также требований международных стандартов в сфере аккредитации и документов международных организаций по аккредитации, предусмотренных условиями соглашений и (или) договоренностей, заключаемых национальным органом по аккредитации с органами по аккредитации иностранных государств, международными организациями по аккредитации и иными действующими в сфере оценки соответствия иностранными организациями (далее - обязательные требования).

Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по аккредитации и ее территориальными органами.

Территориальные органы Федеральной службы по аккредитации осуществляют государственный контроль (надзор) в пределах федеральных округов, определенных положениями о таких территориальных органах.

В соответствии с пунктом 6 Положения государственный контроль (надзор) осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.

Согласно положениям пункта 12 Положения Федеральная служба по аккредитации ежегодно утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Пунктом 13 Положения предусмотрены следующие профилактические мероприятия при осуществлении государственного контроля (надзора):

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) самообследование.

Результаты анализа проведенных Федеральной службой по аккредитации в 2021 году проверок в отношении аккредитованных лиц, имеющих риск несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, позволили выявить наиболее серьезные и распространенные нарушения, к числу которых относятся:

нарушение требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности - технических регламентов, правил выполнения работ по сертификации;

отсутствие у испытательных лабораторий (центров) испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов в соответствии с заявленной областью аккредитации. Данное нарушение, влекущее предоставление недостоверных и необъективных результатов испытаний (исследований), а фактически - выдачу протоколов испытаний (исследований) без проведения необходимых процедур, в конечном итоге приводит к выпуску в обращение на Российский рынок продукции сомнительного качества и создает угрозу причинения серьезного вреда жизни, здоровью и имуществу граждан;

нарушение обязательных требований, в том числе критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации", а также нарушение органами по сертификации требований технических регламентов Таможенного союза.

Несмотря на то, что проведенные Федеральной службой по аккредитации в 2021 году контрольные мероприятия привели к сокращению количества аккредитованных лиц за счет выявленных недобросовестных подконтрольных субъектов, в ходе осуществления федерального государственного контроля фиксируются случаи грубых нарушений законодательства об аккредитации и законодательства о техническом регулировании и об обеспечении единства измерений.

В данной связи очевидна необходимость комплексной профилактической работы в подконтрольной сфере, в ходе которой будут выявлены и устранены ключевые проблемы с соблюдением аккредитованными лицами распространяющихся на них обязательных требований, что позволит снизить количество нарушений в области осуществления оценки соответствия; а также обусловленные недостаточным пониманием обязательных требований и особенностей применения риски причинения вреда публично значимым интересам, а также угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

План мероприятий на 2022 год, а также проект плана мероприятий на 2023 и 2024 год, проводимых Федеральной службой по аккредитации, содержатся в приложении к настоящей программе.