II. Взаимодействие с работодателями, имеющими риск высвобождения работников

II. Взаимодействие с работодателями, имеющими риск

высвобождения работников

4. Органы службы занятости в рамках организации взаимодействия с работодателями, имеющими риск высвобождения работников, обеспечивают закрепление каждого предприятия/организации за конкретным работником центра занятости населения, комплексно занимающегося вопросами кадрового обеспечения конкретных предприятий, учитывающего отраслевые требования к персоналу при подборе кадров, оказывающего методическую и практическую помощь при необходимости трудоустройства высвобождаемых граждан на другие предприятия по профессиям того же профиля или смежным профессиям.

(в ред. Приказа Минтруда России от 21.04.2022 N 249)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Органы службы занятости обеспечивают регулярный анализ в профессионально-квалификационном разрезе снижения количества вакансий и роста резюме и при выявлении указанных тенденций в определенной отрасли (профессии) принимают меры по взаимодействию с работодателями соответствующих отраслей, в том числе с работодателями иных субъектов Российской Федерации.

6. Органы службы занятости осуществляют в ежедневном режиме следующие виды превентивного мониторинга состояния рынка труда субъекта Российской Федерации при высвобождении работников:

оперативный мониторинг рисков высвобождения;

предупредительный мониторинг рисков высвобождения.

7. Информационную основу для проведения оперативного мониторинга рисков высвобождения составляют:

а) сведения, предоставляемые работодателями в соответствии с формами, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 января 2022 г. N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения" <2>:

--------------------------------

<2> Далее - приказ N 24.

сведения о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров;

сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также простое (приостановке работы);

сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве);

б) сведения о высвобождаемых работниках (отдельно по каждому высвобождаемому работнику), предоставляемые работодателями <3>.

--------------------------------

<3> Рекомендуемые формы для ведения базы сведений о высвобождаемых работниках приведены в типовом пакете материалов.

8. Для проведения оперативного мониторинга рисков высвобождения на основании сведений, указанных в пункте 7 Рекомендаций, органы службы занятости формируют:

а) базу данных о работодателях <4>, имеющих риск высвобождения работников.

--------------------------------

<4> Рекомендуемый состав сведений, включаемых в базу данных о работодателях, планирующих высвобождение работников, представлен в типовом пакете материалов.

б) базу данных о высвобождаемых работниках <5>.

--------------------------------

<5> Рекомендуемый состав сведений, включаемых в базу данных о высвобождаемых работниках, представлен в типовом пакете материалов.

При формировании и ведении указанных баз данных органы службы занятости обеспечивают соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных.

При формировании баз данных работодателей и высвобождаемых работников рекомендуется использовать дополнительные сведения о работодателях и высвобождаемых работниках, которые на текущий момент не применяются в сведениях, предоставляемых работодателями в соответствии с формами, утвержденными приказом N 24.

9. На основании проведения анализа сведений о высвобождаемых работниках органы службы занятости осуществляют разработку индивидуального перечня мероприятий по содействию в трудоустройстве и социальной адаптации высвобождаемых работников.

10. Информационную основу для проведения предупредительного мониторинга рисков высвобождения составляют сведения, размещенные в открытых источниках. Перечень открытых источников, на основании которых осуществляется предупредительный мониторинг рисков высвобождения, может включать:

официальные сайты органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;

средства массовой информации <6>;

--------------------------------

<6> Далее - СМИ.

социальные сети;

мессенджеры;

сайты работодателей и иные источники.

11. Поиск в открытых источниках информации может осуществляться по следующим поисковым запросам: увольнение, сокращение, неполный рабочий день, неоплачиваемый отпуск, банкротство, остановка предприятия, предприятие (завод, производство) закрылось (будут закрывать), задержка зарплаты, ликвидация предприятия, высвобождение работников, период простоя, недостаток комплектующих и другие.

12. Для проведения предупредительного мониторинга рисков высвобождения органы службы занятости на основании сведений, размещенных в открытых источниках, указанных в пункте 10 Рекомендаций, формируют базу данных о работодателях, имеющих риск высвобождения работников.

13. Органы службы занятости осуществляют проверку сведений, указанных в базе данных о работодателях, имеющих риск высвобождения работников. Для целей проверки сведений, указанных в базе данных о работодателях, имеющих риск высвобождения работников, органы службы занятости осуществляют взаимодействие с работодателями (телефонные переговоры, запрос сведений) с целью уточнения достоверности выявленных сведений у уполномоченного лица.

Сведения, не прошедшие проверку, исключаются из базы данных.

В случае отсутствия у работодателя на момент проведения мониторинга информации о достоверности сведений, размещенных в открытых источниках, органы службы занятости осуществляют их повторную проверку при проведении следующего мониторинга.

14. На основании проведенного анализа проверенных сведений органы службы занятости осуществляют подготовку (корректировку) индивидуального перечня мероприятий по содействию в трудоустройстве и социальной адаптации высвобождаемых работников, формируют прогноз развития ситуации с высвобождением работников с учетом выявленных причин, повлекших высвобождение работников.

15. Органы службы занятости при взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляют в ежедневном режиме опережающий мониторинг рисков высвобождения работников подведомственных им учреждений <7>.

--------------------------------

<7> Далее - работники подведомственных учреждений.

16. Информационную основу для проведения опережающего мониторинга рисков высвобождения подведомственных учреждений составляют сведения, представленные органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в результате запроса органов службы занятости. Работу по сбору указанной информации при наличии штаба рекомендуется организовать через данный орган.

17. Для проведения опережающего мониторинга рисков высвобождения подведомственных учреждений органы службы занятости на основании сведений, полученных в соответствии с пунктом 16 Рекомендаций, формируют базу данных о работодателях подведомственных учреждений, имеющих риск высвобождения работников <8>.

--------------------------------

<8> Рекомендуемый состав сведений, включаемых в базу данных о работодателях подведомственных учреждений, имеющих риск высвобождения работников, представлен в типовом пакете материалов.

18. На основании проведенного анализа сведений базы данных, указанной в пункте 17 Рекомендаций, органы службы занятости осуществляют подготовку (корректировку) индивидуального перечня мероприятий по содействию в трудоустройстве и социальной адаптации высвобождаемых работников подведомственных учреждений и формируют прогноз развития ситуации с высвобождением работников подведомственных учреждений.

19. Для целей организации работы с работодателями, имеющими работников, находящихся под риском увольнения, органам службы занятости рекомендуется формировать план мероприятий по организации работы <9>, включающий мероприятия для отдельных категорий высвобождаемых работников, указанных в подпункте "г" пункта 2 Рекомендаций.

(в ред. Приказа Минтруда России от 08.06.2022 N 349)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<9> Примерная форма плана мероприятий органов службы занятости по организации работы с работодателями, имеющими риск высвобождения, представлена в типовом пакете материалов.

20. Подбор индивидуального перечня мероприятий для отдельных категорий высвобождаемых работников может осуществляться по результатам проведения специальных мероприятий по профилированию граждан путем распределения указанных граждан на группы в зависимости от сферы их предыдущей профессиональной деятельности, пола, возраста и других социально-демографических характеристик. Профилирование осуществляется путем проведения анкетирования среди высвобождаемых работников.